Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Обязательно ли в наше время обучать детей программированию? С какого возраста? Каким программам лучше?

ОбразованиеПрограммирование+3
Мария Кожевникова
  ·   · 10,1 K
Программист, математик, инженер.  · 31 июл 2021

Программисты разбушевались, сумеете ли вы совладать с ними?

На самом деле нет, не обязательно обучать их программированию. Дать базу и основу, чтобы у ребёнка было примерное представление об этой области, чтобы, если у ребёнка вдруг есть способности, он понял что это такое и что эти тоже можно заниматься - можно (и это обычно дают), а заставлять вызубривать языки, концепции и технологии в школе - нет, не желательно.

В возрасте с четвёртого по шестой классы можно давать простые алгоритмические игры вроде черепашки, кора головного мозга достаточно созрела чтобы нормально это воспринимать.

С седьмого по какой-нибудь девятый можно давать (в очень простом виде) какой-нибудь HTML с каким-нибудь простеньким JavaScript'ом, очень просто и наглядно: вот у нас заголовок, вот у нас картинка, вот картинка двигается за мышкой. Это и есть в типовой школьной программе.

С десятого в целом можно давать чуть более сложный JS (простые алгоритмы, без всякого ООП), Python и прочие С, VBS-скрипты и макросы в Excel и так далее, но опять таки, в крайне простом виде, чтобы не травмировать лишний раз тех, кто плохо способен к программированию. Не интересно? Не получается? Ну и ничего страшного, сходи погуляй на гитаре поиграй книжку почитай.

Подобная программа обучения уже присутствует в основной части школ (мск), и она с одной стороны достаточная, а с другой щадящая. Если гнать паровоз и заставлять пятиклашек учить С++, и тем более если у них начнёт получаться и они увлекутся им, у них от обилия логики с абстракцией могут капитально поехать другие разделы головного мозга, перестать развиваться морально-эмоциональная часть личности, и они неожиданно превратятся в безэмоциональных людей-роботов, которые не видят ничего кроме своей логики с абстракциями. Я утрирую немножко для красок, но не то чтобы сильно.

Современные программисты живут в мире своих технологий, и им кажется что всё вокруг это код, поэтому они думают что всем пора становиться программистами, и в их мире это так и есть. Но к сожалению или к счастью, на самом деле это не так, глобально людям есть чем заняться и без программирования, и грести всех под одну гребёнку совершенно не обязательно и даже вредно. Тем более что мир сложнее чем им в основном кажется, и не укладывается в матлогику (хотя очень хочется).

1 эксперт согласени2 эксперта не согласны
Ответ недостоверный. Цитирую: - "от обилия логики с абстракцией могут капитально поехать другие разделы головного... Читать дальше

Maxim Masiutin, здравствуйте, господин разбушевавшийся программист. 

Как вы думаете, почему школьная программа составленна именно такой? Почему первые четыре класса дети на математике занимаются сложением-вычитанием-делением и составляют простенькие уравнения, когда всю эту программу можно уместить в пару месяцев, да ещё и выкинуть ненужную музыку, большую часть литературы, физру и прочую не нужную для дальнейшей работы фигню, и к средней школе уже перейти к вузовской программе? Потому что создатели программы - идиоты которые хотят затормозить наших детей? Потому что программу составляли те, кто ничего не смыслит в детях? Вы знаете, зачем именно в школьной программе есть музыка и литература, и зачем на литературе разбирают стихи с эмоциональной точки зрения, те самые "почему занавески синие"? А почему начинают разбирать только класса с шестого, а не с первого?

Любая программа детского обучения составлена под развитие определённых отделов головного мозга ребёнка. Как только у детей в среднем достаточно развивается абстрактное мышление - от подсчёта яблок и палочек моментально переходят к цифрам. Как только в голове развивается некоторая эмоциональная область, тут же подсовывается определённая музыка и литература, которые косвенно но весьма качественно учат по смыслу и эмоционально воспринимать музыку и текст. Да, кто-то учится хуже а кто-то лучше, школа не идеальна да и дети, прямо скажем, тоже. Но вы должны смириться с тремя фактами:

  1. Если что-то не развивать или развивать слабо - оно не будет развиваться или будет развиваться слабо, ничего не вырастает просто так, из гранита не вырастет яблочное дерево дающее дивные плоды;
  2. Время ограничено. Если всё время развиваться только в одной области, другие области развиваться не будут, и есть множество шансов провафлить момент, когда что-то могло развиться быстро и эффективно, а после какого-то порога - будет развиваться через пот и боль, а то и вовсе будет игнорироваться из-за незнания что это надо развивать, или глубоко купируется, что прямо скажем малообратимо (в качестве примера советую поискать попытки обучения речи разнообразных маугли, выросших в условном лесу). Это дети.
  3. Невозможно глубоко заниматься сразу всем. Попытка предельно насыщенного всестороннего развития ребёнка потерпит крах (начиная с постоянных заболеваний ака попытки психосоматически избежать перегрузки и усвоения того что ребёнок физически не может усвоить, заканчивая полным игнорированием ваших запросов), а узконаправленное приведёт к переспециализации и ментальному уродству во всех остальных областях, начиная от страха перед людьми и отсутствием воображения, заканчивая полной неспособностью воспринимать свои эмоции, например. Это дети, им нужно время делать свою детскую фигню. Если вам кажется, что дети - это такие взрослые, просто маленькие, и вместо работы ходят в школу - вы ошибаетесь, они действительно другие, с другой физиологией организма и цнс, другим уровнем развития, с другими методиками познания, другими шаблонами поведения, и на это всё есть причины.

Из данных трёх фактов вытекает всё остальное, что разумеется должно быть вам очевидно: попытка сделать ребёнка узкоспециальным, или вынудить его увлекаться чем-то одним - приведёт к перекосу в развитии в данную сторону. Только у перекоса в эмоционально богатые области есть одно преимущество: человек с перегибом в математику и логику просто не может осознать, когда ему плохо и он несчастен, и даже не будет пытаться улучшить ситуацию когда ему или его окружающим плохо, в отличии от перекошенного в социальную деятельность. Проблемы с собственным эмоциональным восприятием крайне болезнены, притом совершенно непонятно что с тобой происходит, пытаешься найти логичное оправдание, но никакая логика не даёт ответов при недостатке информации, а информацию неоткуда брать, только у других людей (нормальных) и психологов, куда человек не ходит потому что не знает что проблема именно в этом, а то и вовсе боится, и выдумывает десять тысяч сверхлогичных (нет) оправданий, почему психолог ему не нужен.

Самое забавное, что взрослые тоже подвержены фигне с купированием малоразвитого, только в более слабой форме, у них это проявляется в виде "профессиональной деформации". Только если детство и юношество было полным, профдеформация с более высокой вероятностью не будет принимать патологические формы, вроде "бушующих программистов, которые думают что вся жизнь укладывается в матлогику". Ваша профессиональная деформация видна невооружённым взглядом на ваш комментарий, исходя из того, к чему именно вы прицепились (к высказываниям, добавленным в основном для эмоциональной окраски, лично вы не смогли воспринять их как задумано, и на основе этого можно сделать приличное количество выводов).

А ссылки мне искать лень, да и это бессмысленно: прочтение статей дилетантом не даст дилетанту достаточно информации для построения достоверных выводов (всё переврёт в своих глазах и исказит), научные статьи не расчитаны на чтение дилетантами, тут нужно быть включённым в область. Если лично вы захотите - сами что-нибудь найдёте по проблематике развития эмоционального интеллекта, по методологиям составления детской программы обучения или ещё чему-нибудь, вместе с анатомией и физиологией ЦНС. Но лучше - получите высшее психологическое, просто для общего образования. Остальное меня не волнует, я - не вы.

Не согласен. Программирование развивает логическое и алгоритмическое мышление. В начальных классах можно давать Scratch, для развития ребенка это гораздо эффективнее, чем обязательный второй иностранный язык.
@Ананий Бареян, логическое и алгоритмическое мышление должно быть развито именно в то время, когда положено развивать логическое и алгоритмическое мышление, то есть несколько позже, начиная с пятого-шестого. У половины детей в третьем классе ещё нету полноценного абстрактного мышления (всё ещё не могут составлять уравнения с абстрактными переменными, а не яблоками с кусками пирога, притом в основном по внутренним причинам, а не внешним), чего уж говорить о логике и алгоритмах. Если ситуация изменится и в среднем у детей в младшей школе пойдёт достаточно качественное развитие именно этих областей без подавления остальных, можно будет давать в младшей школе, но на текущий момент - нет.
Проблема в том, что это не уже сформировавшиеся студенты, которые целенаправленным отбором "абстрактно-развитых" поступили в вуз на техническую специальность, а дети. Разные, с разной направленностью, с разным уровнем развития разных областей головного мозга. Им не надо бежать впереди паровоза. Научить чему-то кучу разно развитых детей вовремя - гораздо важнее чем учить чему-то слишком рано. Хотя научить конечно можно. Иногда, с крайне неприятными далекоидущими последствиями во взрослой жизни.
То что у вас происходят занятия со Scratch для детей с 2 по 5 классы - это прекрасно. Но прошу заметить, к вам приходят дети, которые имеют некоторые генетические предрасположенности, у них уже достаточно развиты необходимые области головного мозга, у них есть родители которые занимаются их развитием (не факт, кстати, что они не задавливают этим в детях всё человеческое, но оставим это на совести родителей). Другие к вам просто не приходят или очень быстро отсеиваются. И ваши ребята не могут быть репрезентативной выборкой для экстраполяции подходящей для них модели обучения на всех.
В качестве примера, могу предложить, например, себя. Мне, в три года, выдали конструктор, вроде лего, с маленькими деталюшками. И чуть позже, моя мама, детский психолог, получила обратную связь от своих коллег-психиатров, что именно в моём случае, обожаемый мной мелкий конструктор конечно будет замечательно развивать моторику и пространственное мышление, но я, как нервный и замкнутый ребёнок с определённой генетикой и уровнем развития, крайне легко могу замкнуться и получить полный аутический спектр возясь с конструктором с мелкими деталюшками. Крутой интересный конструктор на пару лет отобрали, выдали скучный крупный конструктор из больших деталек и отправили больше социализироваться, чтобы я не придавал деталькам и процессу конструирования слишком пристальное внимание, быстрее получая готовый результат. Уже начинающийся аутизм плавно рассосался, вместо того чтобы усугубиться до необратимого состояния. Многим другим детям в три года можно давать мелкий конструктор, а мне (и многим другим вроде меня) нельзя, потому что приведёт к необратимым последствиям, очень сильно снижающих качество подростковой и взрослой жизни. Хотя казалось бы - обычный конструктор, замечательный и такой развивающий, и логику, и абстрактное мышление. И самое страшное что любой обыватель делает вывод, мол "смотрите, мой умненький ребёнок так замечательно не по годам складывает конструктор, архитектором растёт" - а это как раз взращивается пусть высокофункциональный, но аутизм или его аналог. Программирование, даже в Scratch, особенно если ребёнок увлечётся - несёт весьма похожий набор эффектов, который у многих детей может приводить к схожим результатам. В целом, подобные шаткие процессы развития мозгов длятся у детей в среднем лет до 12-16. После, мозги уже в основном более-менее устойчивые (но и куда менее пластичные) и их гораздо сложнее нежданно негаданно угробить (хотя тоже можно, если очень постараться). Школа же должна быть расчитана на всех, и совсем не должна выпускать больных "жертв обучения". Для желающих же поспециализироваться, как ни удивительно, есть те самые курсы и кружки, вроде принадлежащих вам. Оставьте Кесарю кесарево.
Олег Папков
подтверждает
31 июл 2021

Великолепный ответ. Подписуюсь :) под всем.

Я считаю что да это необходимо. Потому-что мы живём в век технологий и программирование очень необходимо

Точно. Не кого же не удивило, что с появлением самолетов для полетов на них большинство не стало учиться их вождению.

Но ведь всё вокруг, это и правда код!

Геннадий Марченко, посмотрите внимательно на всё вокруг, и оцените, сколько кода вы там увидите. Сходите в театр, посмотрите какой код там в актёрской игре. Выйдите в поле, посмотрите сколько кода в пшеничных колосьях. Насколько нужно знать программирование чтобы водить машину или считать таблицы в Excel? Сколько программирования даже в каком-нибудь трёхмерном моделировании? Ответ: примерно ноль. И навык программирования практически ничем не может помочь.

Основатель школы программирования для детей...  · 4 мар 2022  · clubpixel.ru
Необязательно, но очень полезно. Программирование хорошо развивает логическое мышление, умение строить алгоритмы, видеть причинно-следственные связи, ставить перед собой задачи и искать для них решение. Сейчас дети активнее... Читать далее
"Пиксель" — школа программирования для детей 5-17 летПерейти на clubpixel.ru
2 эксперта согласны
А где это проходит
Веб-разработчик. Люблю кино, музыку, компьютерные...  · 30 июл 2021
Вынужден согласиться с Андреем Ивановым, одним из руководителей JetBrains, сказавшись, что программирование становится одним из основных навыков, наряду со знанием родного языка и математики (https://www.rbc.ru/spb_sz/16/05/2021... Читать далее
1 эксперт согласен
Согласен полностью.
☦︎православный христианин, программист, преподават...  · 25 нояб 2021  · dzen.ru/rodion_orthodox
Считаю, что совершенно не обязательно обучать детей программированию, но предложить и попробовать заинтересовать ребёнка программированием стоит. Встречал мнение на хабре, что программист - профессия не масштабируемая. Нельзя... Читать далее
Библия / ЦитатыПерейти на bibleox.com/ru/q
Наверное, у каждого ребенка это индивидуально. Самый первый вопрос - а нужно ли это самому ребенку? Хочет ли он этого? Если у него душа не лежит к программированию, то заставлять его, я думаю, не стоит. Это убьёт интерес... Читать далее
Datascientist, Python разработчик, доцент СПБГУ  · 10 июл 2021
Если родители не обладают большими связями и знают, что не смогут ребенка хорошо пристроить "по блату", то это один из не плохих вариантов, т.к. в этой сфере уровень зарплат близок к европейским, плюс практикуется повсеместная... Читать далее
Школа программирования для детей "КИД КОД" Препода...  · 25 сент 2021  · kidkod.ru
Изучение программирования (т.е. самих языков) пока еще не является обязательным для детей. Но общей компьютерной грамотности, безопасному взаимодействию с устройствами и цифровой гигиене обязательно учить с момента как ребенок... Читать далее
Обучаем детей с 7 лет программированию и компьютерной грамотности.Перейти на kidkod.ru
программист  · 8 мар 2022
для востребованных специалистов обязательна «компьютерная грамотность», которая включает в себя: 1. Не бояться современной техники. 2. Уметь искать информацию доя работы. 3. Уметь обрабатывать большие обьемы данных - вводный... Читать далее
Очень интересно IT. Программист самоучка  · 6 мар 2022
Смотря, что вашему ребёнку больше всего подходит. Программирование развивает умение мыслить логически и алгоритмично. Во время программирования приходится решать много логических задач, а это то, что дети не любят. Настоящий... Читать далее
программист  · 2 авг 2021
Две группы профессий, которым программирование не будет нужно на горизонте 10-30 лет: это дворники и ТОП-менеджеры. Для остальных плюсом в резюме \ будущую карьеру будет уже не "компьютерная грамотность" а именно умение программ... Читать далее