Это будет тяжёлый разговор...
Современное язычество в России до сих пор слабоизученный феномен. В первую очередь потому что слабоизучаемый. То есть никому, кроме энтузиастов, не интересно заниматься исследованиями язычества. При этом в уже имеющихся исследованиях всегда остро стоит проблема ангажированности, компетентности и актуальности.
Ангажированность, это когда работа проводиться не с исследовательскими целями, а с популяризаторскими. Показать язычество чем-то. Чаще всего это "чем-то" связано с желанием РПЦ попугать язычниками массы. Ведь очевидно, что православный фонд не станет выпускать книгу, нахваливающую язычников.
Компетентность - это когда о язычестве пишут люди, мало занимавшиеся его изучением. Это могут быть филологи, лингвисты, математики. Чаще всего студенты, они пишут много статей. Я не упрекаю ни в чём студентов, уверен, что они пишут свои работы без злого умысла, но изучить феномен с наскока за пару месяцев невозможно. Такие студенты часто обращаются ко мне, и, в целом, я имею представление о том что и как они пишут.
Актуальность - это когда рассматривается неактуальный феномен. Человек в 2021 году описывает современное язычество на примере общины, с которой он столкнулся в 1990-м году. Понятное дело, что за 30 лет феномен изменился, той общины давно нет, описывать её как что-то существующее или брать её за пример современного язычества невозможно. Но такое происходит сплошь и рядом.
Попробую примерно набросать список "Чего почитать" со своими комментариями. Отмечу только, что я, вероятно, и сам читал ещё не всё.
Книги
Часто на этот вопрос рекомендуют книгу этнолога Виктора Шнирельмана «Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России». Это исследование имеет конкретный, узко специализированный характер, то есть – отношение национализма и неоязычества. Если держать эту мысль в голове при прочтении книги вопросов не возникает совершенно. Но как труд, описывающий родноверие данная книга не выдерживает критики, так как в ней, в основном, описываются моменты, когда националистическое движение обращалось к неоязычеству в поисках идеологической аргументации и вдохновения. Автор доходит до того, что на протяжении нескольких глав записывает в неоязычники писателей фантастов, лидеров националистических партий и даже тех, кто открыто говорит о своей приверженности православию, используя в качестве основного критерия антисиметизм. Из 18 глав, только начиная с 16-й главы идет описание неоязычников и, в частности, родноверов. Большая часть книги являет собой довольно хороший разбор движения националистов в конце ХХ, начале XXI века. Показательно то, что во всей книге слово «родноверие» встречается 7 раз, из которых 5 – названия общин, журналов и публикаций. Слово «национализм» в этой книге встречается 62 раза. Описания религиозного феномена в данной работе не происходит, попытки охарактеризовать родноверие вне политического контекста тоже, и выделить его характерные черты, кроме антисиметизма и расизма, конечно, тоже. Как описывает сам автор:
«Настоящая книга ставит перед собой две цели – во-первых, дать общее представление об истории современного русского неоязыческого движения, а во-вторых, проанализировать вопрос о толерантности/нетолерантности в его рядах.»
Насколько эта книга справляется с данными целями... Ну, скажем так, я эту книгу всегда ставлю в пример ангажированных работ, когда исследование само по себе не является целью написания.
Есть также сборник "Неоязычество на просторах Евразии", под редакцией того же Шнирельмана. Если исключить его собственную статью - остальной сборник достаточно неплохо описывает феномен неоязычества, некоторые статьи, например о Диевтурибе, откровенно хорошие.
Есть интересная книга "Язычество восточных славян перед лицом современности" Андрея Бескова. Но эта работа сфокусирована на соответствии исторического язычества современным реалиям. Там больше рассматривается вопрос фальсификаций. Хоть автор часто касается темы популярности славянского язычества в современной России, но именно анализа религиозного феномена в этой работе нет, а автор приходит к выводу, что славянское язычество в современном мире невозможно, то есть отказывает современному язычеству в приниципе в существовании, что довольно странно, не находите? Ведь феномен то существует, каким бы он ни был.
Есть большое количество книг, вышедших на гранты православных фондов, их названия я и приводить не буду, там обычно используется словосочетание "Угроза неоязычества". Понятно, что никакой исследовательской ценности данные книги не несут.
Есть множество сборников, выходивших под патронажем ВУЗов, но они являются сборниками статей, а не цельными произведениями. Проще тогда рассматривать сами статьи.
Статьи
Со статьями немного проще. Есть большой альманах "Сolloquium Нeptaplomeres", выходящий ежегодно. В нём публикуется много работ о феномене, чаще всего эти статьи не ангажированы, и в них возникают лишь вопросы компетентности и актуальности. Но вообще этот альманах я всецело рекомендую для прочтения всем, кто интересуется феноменом.
Много статей пишет Алексей Викторович Гайдуков, публикуя их как в альманахе, так и в сборнике "Герцинские чтения". Здесь я тоже не могу сказать, что всё описываемое им - образец объективной научной работы, но как минимум всем, кто интересуется феноменом, читать его статьи нужно обязательно.
В остальном сложнее, ведь статьи о феномене современного язычества могут выходить и в общих религиоведческих журналах, и в сборниках по итогам круглых столов и конференций. Указать какое-то одно направление трудно.
Проблема статей, опять же, в том, что самые лучшие статьи, которые я могу порекомендовать, опять же, написаны давно и описывают уже не актуальный феномен.
Сами язычники
Вообще я, очевидно, сторонник того, что о современном язычестве в первую очередь нужно узнавать у самих язычников. Благо они сами очень плодотворны на написание различной литературы, и больше всего занимаются описанием феномена самостоятельно. Очевидная вещь, если вы хотите быстро понять религиозную сторону того же родноверия - прочтите "Основы Родноверия" и "Славянская Родная Вера". Если вы хотите понять феномен Асатру - прочтите документ "Основы Вероучения Асатру". Это даст больше информации о феномене, чем все исследовательские статьи, ведь это первоисточник, на который опираются и исследовательские статьи.
Здесь я не могу не упомянуть и свой собственный сайт
pantheon.today, на котором уже много лет собираю самую разнообразную информацию, в том числе и исследовательскую. На сайте есть раздел "Документы", в нём собраны документы язычников: открытые письма, обращения, манифесты, призывы. Собраны по годам, так что легко отделить актуальное от неактуального, а заодно увидеть некоторые корреляции. Есть раздел "исследования" в котором мы как раз собираем научные статьи о феномене. Разумеется на сайте собрано огромное количество статей от самих язычников.
Также стоит упомянуть журнал "Родноверие", выходящий под патронажем ССО СРВ (Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры). Здесь тот же случай - никто не продемонстрирует взгляды родноверов лучше самих родноверов.
У асатру выходят два журнала: "Сага" и "Северный Ветер" в которых публикуются статьи как исследователей германской культуры, так и последователей, язычников. В том числе и статьи религиозного характера, с современными ритуалами, философией, космологией, новостями.
Если очень поверхностно и бегло, то так. Язычество в России - очень большой и разнообразный феномен. Для того, чтобы более точно рекомендовать "Что почитать?" нужно определиться - почитать о ком или о чём? Об истории явления, его типологии, об отдельных течениях или тенденциях?
p.s. Закончу тем, что вообще самый смак обычно находится не в области "почитать", а на конференциях и круглых столах. Обычно в своих живых докладах исследователи дают больше информации, чем в тексте.