Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В каких духов верили славяне?

РелигияМифология+3
Вероника Русова
  ·   · 6,6 K
Лучший
Славянский политеист, основатель паблика "ТОПОЛЬ...  · 15 июл 2021  · pantheon.today

Всем нам известно, что с приходом христианства на русь были уничтожены культы высшей мифологии(культы богов), некоторые из них сохранились под личинами христианских святых (таких, как Илья Пророк(Перун), Святая Пятница(Мокошь), Святой Власий(Велес/Волос и т.д.), тем не менее они утратили свой первоначальный культ и облик. На фоне этого удивительно то что искоренить низшую мифологию(веру в духов) у христианства так и не вышло, более того, низшая славянская мифология сохранилась и по сей день в первозданном виде.

Я сразу должен оговорится что эта тема не подъёмная в рамках ответа на вопрос, одному только домовому современные исследователи посвящают в своих работах 200 страниц(например Н.А. Криничная), по этому, если вам действительно интересна низшая мифология славян, я советую вам прочесть следующие книги: 

● Русская мифология. Энциклопедия. Мадлевская Е. Л.

● Русская мифология. Мир образов фольклора. Н.А. Криничная.

● Мифы русского народа. Е. Е. Левкиевская.

● Народная демонология Полесья, 4 тома.

В своём ответе я затрону два типа славянских духов, таких как "Духи жилища и хозяйственных построек" и "Духи природных пространств", начнём по порядку.

Духи жилища и хозяйственных построек

1) Домовой(доможил, суседко, хозяин, хозяин-батюшко, дедушко, соседушко, домоседушко, гнетка и т. д.) это один из многих духов жилища, хозяин и покровитель семьи, обеспечивающий благополучие ее жизни. Жители русских, белорусских и восточноукраинских деревень до сих пор верят в то, что каждый дом икаждая семья имеет домашнего духа — домового — хозяина и покровителя, который обеспечиваетнормальную жизнь семьи, здоровье людей и плодовитость животных. Домовой — это умерший предок, глава рода и его хозяин. Хотя само название этого мифологического персонажа распространилось достаточнопоздно (по-видимому, не раньше XVII века), образ, связанный с культом предков, начал формироваться еще вовремена язычества.

Подробнее про происхождение и функции домового я отвечал здесь: https://yandex.ru/q/question/kto_takoi_domovoi_e26b4e9a/?answer_id=b97239e4-ca15-4211-95e1-b4a4f1e97110&utm_medium=share&utm_campaign=answer#b97239e4-ca15-4211-95e1-b4a4f1e97110

2) Банник(Баенник) - в мифологических представлениях русских, баенник выступал как хозяин бани. Его зачастую называли также «хозяином», что указывает на его статус полновластного «собственника» банного пространства.

В обычное время баенник невидим. Но если он показывается, то имеет облик обыкновенного человека, ростом со здорового мужчину, но черного, с длинными волосами, огненными глазами, железными руками с когтями. Чаще всего баенника представляли голым и босым, покрытым грязью и листьями от веников. Иногда в мифологических рассказах он изображается маленьким старичком с длинной бородой. Согласно поверьям, баенник может принять облик родственника или знакомого, который без меры поддает жару в бане. Может он показываться и в виде животных — собаки, зайца, кошки, лягушки, — а также оборачиваться неодушевленными предметами: веником, углем.

Как и многие другие мифологические существа, баенник часто напоминает о себе людям, находящимся в его владениях: он пугает моющихся в бане стуком в стену, хохотом, воем или храпом из-за каменки, может окликнуть человека по имени или бросить в него камушек. Если баенник не хочет пускать людей в баню, то может устроить так, что в бочках не будет воды, сколько бы ее ни носили.

3) Обдериха - в поверьях архангельских крестьян хозяйка бани. По всей видимости, она представляет собой персонификацию одной из основных функций хозяина бани — наказывать тех, кто невовремя пришел в баню. По поверьям, обдериха царапает таких людей, сдирает с них кожу. Соответственно своим действиям, этот мифологический персонаж получил в народе именование «обдериха». В местных традициях обдериху называли также «одерышком», «задерихой».

3) Дворовой - дух хозяин двора, у восточных славян домашний дух, мифологический хозяин двора, который обитал в хлеву вместе со скотиной и имел облик маленького человечка. Он считается младшим братом домового. С именем дворового связан тот же самый комплекс поверий и обрядов, относящихся к скоту, что и с домовым, а часто эти персонажи вообще не различаются.

4) Кикимора - образ этого духа достаточно расплывчат, в некоторых местах её представляли домовой хозяйкой и иногда - женой домового, на ряду с этим так же существовало представление от том что кикимора это дух прядущий ночами, приносящий вред и неприятности хозяйству и людям.

5) Овинник - Мифологическим хозяином овина является овинник, подовинник, дедушко овинный , называемыйбелорусами осетником или осетным (от белорусского осеть — «овин») или же женский дух — овинница,жареница . 

В русских заговорах упоминаются подовинник-батюшка и подовинница-матушка . В одних местах считали, что овинник — это огромный черный кот с горящими глазами, и живет он в ямедля огня под настилом. В других его представляли очень высоким мужиком с длинными всклоченнымиволосами цвета пепла и дыма. Увидеть овинника можно на Пасху во время заутрени: он сидит в кострище вуглу настила. 

Характер овинника в народных поверьях весьма противоречив. Он может, например, выступатьрачительным и бережливым хозяином: охраняет овин от всякой нечисти и помогает намолотить побольшезерна. По ночам он переносит снопы на ток, довеивает зерно, стережет солому. Считалось даже, что овинникдобрый и милостивый, он способен защитить человека от упырей и чертей, если ему помолиться.Рассказывают, будто однажды овинник до первых петухов дрался со старухой-упырицей, напавшей на парня,и отстоял его. В другой быличке овинник защищает человека от происков банника.

Духи природных пространств

1) Леший - дух-хозяин леса, покровитель всего живого в лесу, в том числе и лесных зверей, он начальник над всеми волками. Часто его называют волчьим пастырем,потому что он пасет волков, словно овец. Он перегоняет с места на место табуны зайцев, волков, белок, атакже полевых мышей и крыс. В народе миграцию большого количества этих животных объясняли тем, чтолеший одного леса проиграл в карты соседнему лешему стадо зайцев или белок и теперь гонит их отдаватьдолг. Леший часто сидит на дереве или пеньке, плетет лапти, строгает клинки из дерева или занимаетсядругими поделками. Любит он и погреться у костра, разведенного в лесу людьми, но если разозлится, можети затоптать огонь.

Леший в народном сознании добрый, но суровый дух, цель лешего незагубить человека, а наказать (в том числе и смертью) только тогда, когда человек нарушает правилаповедения в лесу. Его шутки неприятны, но, как правило, не смертельны: он сбивает с дороги путников илипугает хохотом и хлопаньем в ладоши, но в то же время помогает набрать грибов, ягод, найти дорогу, есличеловек его об этом попросит. 

2) Водяной - дух обитающий в воде, хозяин вод.

В каждом водоеме - реке, озере, пруду живет свой хозяин, которого обычно называют: водяной, водяник,водяной хозяин, дедушка водяной или же топельник, волосатик. 

Водяной — это старый плешивый дед с длинной седой бородой и большим брюхом, часто нагой, горбатый,облепленный грязью и тиной, или одетый в красную рубаху. Нередко в поверьях облик водяного напоминалоблик утопленника — он появлялся как худой посиневший старик, облепленный речными водорослями.

В древнерусских памятниках сведения о водяном, как и о других духах-«хозяевах», весьма скупы:встречаются упоминания о водяных бесах и водяных богах, в которых верят язычники. Поверья о водяных, порождены древнимиязыческими представлениями об утопленниках, которые продолжают доживать в воде свой век. Подобныеверования до сих пор встречаются в некоторых местах Полесья.

3) Полевик(Полевой) - дух-хозяин поля.

Полевой, полевик,полевой черт, или, как его еще называли, дедушко-полевушко , или дедко полевой — не только хозяин поля,он дает плодородность земле, следит за цветением и урожайностью хлебов. 

Он враждебен человеку ипоявляется в сопровождении сильного порывистого ветра, вихря, который в летние дни часто гуляет по полям.Иногда говорили, что полевой свистит и дует и оттого возникает ветер. Видеть полевого или слышать егосвист — к несчастью. 

Полевого представляли молодым мужиком с очень длинными ногами, поросшим шерстью огненного цвета,с глазами навыкате, рожками и длинным хвостом, на конце которого кисточка, которой он поднимает пыль,если не хочет, чтобы его видели. Он очень быстро бегает и потому человеку нередко кажетсяпромелькнувшей в поле искрой. Полевых можно видеть не все время, а только в полдень или в особенножаркие летние дни, а украинцы считали, что полевого можно увидеть, только когда он спит — тогда онвыглядит как человек, заросший шерстью, с маленькими рожками и ушами, как у теленка. По другимпредставлениям, полевой днем имеет вид маленького человечка, а ночью — мелькающего огонька. Считалитакже, что полевой может оборачиваться и молодым человеком, и старым, и кем-либо из знакомых. Обычнополагали, что полевой одет в белое, а на Украине его представляли в виде белого, как снег, человека илистарика с белой бородой. Борода у полевого из колосьев. 

Живет полевой в поле на пригорках, в овражках, у камней, валяющихся по краям поля, у межевых столбови ям, на границах полей. В некоторых областях России его звали межевиком или межником . Полевой то идело проносится по полевой меже на сером коне или тройке и может раздавить того, кто попадается ему напути. Спать на меже запрещалось, чтобы полевой или его дети межевички не задушили человека.

4) Болотник — во многих местах верили, что у болот есть особый хозяин (болотный, болотник или болотяник,болотный дедко, шут болотный). Впрочем, иногда его считали разновидностью водяного или даже лешего.Болотника представляли угрюмым, неподвижным существом, сидящим на дне болота, безглазым толстяком,покрытым слоем грязи, с налипшими водорослями, улитками, рыбьей чешуей; или же человеком, поросшимсерой шерстью, с длинными руками и закрученным хвостом. 

В отличие от других представителей нечистойсилы, болотник не умеет менять свой облик. Болотник заманивает человека или животное в трясину и губит его. Особенно легкой добычей становитсячеловек, который по ночам играет на сопелке (пастушеской дудочке). Приманивает болотник свою жертву,крякая по-утиному, ревя по-коровьи, дико стонет или хохочет. Когда человек застревает в трясине, болотникхватает его за ноги и затягивает вглубь. Болотник не имеет ни жены, ни детей. В отличие от других демонов,он не боится громовых стрел, так как они теряют силу, соприкасаясь с поверхностью болота. Болотникигибнут при осушении болот и зимой, когда болото вымерзает. 

Белорусы различали разных болотников. Самым старшим считался оржавиник — он покрытгрязно-рыжей шерстью, с толстым животом и тонкими ногами. Помладше считался багник — хозяин багна, угрюмое, неподвижное, грязное существо, одиноко живущее на дне багна и хватающее за ногислучайных путников. Заметить багника можно по пузырькам, поднимающимся на поверхность, и по мелкимбледным огонькам, которые иногда появляются на болоте. Самым младшим из болотных духов считался просто болотник.

И так далее…

Славянская мифология с точки зрения исторических источников и этнографии. Перейти на vk.com/topol_aesthetics
Первый
Программист, реконструктор, косплеер  · 26 июл 2021
Вы удивитесь, но одну из самых точных научных книг по теме славянского язычества написала...Мария Семенова. да-да, та, которая "Волкодав". Книга называется "Мы славяне" ( например, вот-https://books.google.com.ua/books/about/%D0... Читать далее