Домовой(доможил, суседко, хозяин, хозяин-батюшко, дедушко, соседушко, домоседушко, гнетка и т. д.) это один из многих духов жилища, хозяин и покровитель семьи, обеспечивающий благополучие ее жизни.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДОМОВОГО
Есть несколько примеров того как появляется домовой:
1) Домовой воспринимался как умерший предок, глава рода и его хозяин, соответственно человек после смерти по тем или иным причинам, становился духом покровителем домашнего очага.
Например, этот рассказ записанный в крестьянской среде, свидетельствует о происхождении домового:
Хозяин… <…> все слышит, что мы говорим. Дом охраняет. Домовой из тех, кто жил тут, — это душа чья-то, может, отец, мать или братья. Если не уважить его — он и колотить будет, спать не будешь. Он хозяин надо всем
2) Так же считали, что домовой возникает из души жертвенного животного, закопанного в фундамент дома или возникает из души деревьев, используемых для строительства. Это делали намеренно чтобы в доме появился дух хранитель очага.
3) В поверьях белорусов домовой имеет змеиное происхождение, так как вылупляется в виде змеи из петушиного яйца, которое надо определенное время носить под левой мышкой.
4) В некоторых русских губерниях полагали, что домового дает человеку бог. Например, в Воронежской губернии: «При рождении бог посылает человеку ангела для защиты, черта для искушения и домового для ведения хозяйства». В данном примере прослеживается четкое разделение положительных качеств домового и отрицательных, вредящих, которые приписывали черту. Это свидетельство достаточно позднее, в нём мы можем проследить христианское влияние на народные верования в духов.
НОМИНАЦИЯ ДОМОВОГО
Домовыми часто называли всех домашних духов. Собственно же домового именовали «доможил».
Номинация домового основана на двух принципах:
1) Топографическом (домовой, суседко, хатник, дымовой, клетник, голбечник, подполянник, подпечник, запечник и т. д.)
2) Социальном (хозяин, дедушка, большак и т. д.). Эти имена указывают на то, что домовой - олицетворение дома.
Номинация домового зависит и от характерных действий, которые ему приписываются. Например, гнетка (гнетке, гнетко, гнеток, гнетюк) – домовой, который по ночам «гнетет», ложится на грудь «тяжким гнетом».
ФУНКЦИИ ДОМОВОГО
Домовой, как правило, невидим и появляется только перед несчастьем. Человеку запрещалось пытаться увидеть домового (Тамбовская губерния: «Увидевший домового умрет или онемеет», Тульская губерния: «Домовой наказывает тех, кто пытается его увидеть»).
Ночью перед кончиной хозяина он воет, показывается, стучит, хлопает дверями. Домовой толкает ночью хозяина, если хочет о чем-нибудь уведомить. Так же он может ночью навалиться на грудь и давить. Надо спросить: «К худу или к добру?», - и он обязательно ответит. Из приведенных примеров прослеживается такое качество домового как предвещение несчастья.
По представлениям славян домовой заботится о благосостоянии дома, в котором он обитает. Для южных территорий ареала расселения восточных славян характерны поверья, что домовой заботится вообще обо всем хозяйстве. Для средней полосы на первом месте стоит его забота о скоте (Московская губерния, Тульская губерния, Нижненовгородская область), а потом уже – о доме и дворе. Для северных территорий характерны представления о домовом – покровителе дома (Олонецкая губерния, Тюменская губерния).
ЖЕНА ДОМОВОГО
Домовой в народных поверьях имеет жену (хозяйка, домовиха, доманя, домовая хозяйка, домовинка, домовица, домовичка, доможириха, суседка) и детей. «Хозяин» и «хозяйка» творят в доме все домашние и семейные дела. К ним обращались за помощью, благословением: «Хозеин, хозеюшка с малыми детоцьками, благословите на всю ноцьку спать» (Поморье). Домовая хозяйка по облику и занятиям сходна с домовым, перед несчастьем плачет под полом. Во многих местах домаху отождествляли с другим домашним духом – кикиморой. Однако между ними существует ряд различий в занятиях, поведении, происхождении.
ОБРЯДЫ
В крестьянской среде существовало много обрядовых действий, связанных с почитанием домового. Хозяева дома, как правило, старались не запугать или прогнать домового (как обычно поступали с нечистой силой), а задобрить его, расположить к себе и добиться его покровительства. Для того, чтобы домовой не вредил людям и хозяйству, хозяева соблюдали определенные запреты. Так, например, женщина не должна была ходить простоволосой или прясть в пятницу. Считалось, что домовой не терпит неприличного поведения, матерной брани. Последняя, как считают исследователи, в ряде случаев оказывается функционально эквивалентна молитве, т. е. средству оберега от домового.
ВЫВОД
Таким образом, в ранних языческих представлениях домовой не ассоциировался с вредящими характеристиками, которые позже стали приписывать «нечистой силе». Это отличие проявлялось, прежде всего, по качествам, которые приписывались первому: помощь, забота о доме и благополучии семьи его жителей. Отрицательные, вредящие человеку качества (в основном давление на грудь и мелкие проказы) домового проявлялись только перед несчастьем или в случае нарушения специальных запретов.