Где, как и кем хранятся реестры выданных сертификатов соответствия систем менеджмента и как получить к ним доступ?
Мнения
Бытует два основных мнения о доступе к реестрам выданных сертификатов соответствия систем менеджмента.
Одно из них заключается в том, что информация о выданных сертификатах соответствия находится в открытом доступе. А, если нет, то это является нарушением.
Другое мнение заключается в том, что такая информация является собственностью органа по сертификации и доступ к ней имеет только он.
Первое мнение не соответствует действительности, а второе, хоть и ближе к истине, но все же ошибочно.
Реальность
Реестр выданных сертификатов соответствия систем менеджмента действительно является собственностью органа по сертификации.
Так же, орган по сертификации не обязан хранить его в открытом виде. Дело в том, что наличие подобной информации в свободном доступе, может привести к тому, что недобросовестные, а также откровенно мошеннические центры сертификации, воспользуются этой информацией.
Следует понимать, что сведения о выданных сертификатах соответствия содержат такую информацию, как срок действия сертификата (даты выдачи и окончания действия), отметку о действительности сертификата (действует, приостановлен, отменен) наименование организации, ее ИНН и местонахождение, а также другую информацию.
Таким образом, недобросовестные центры сертификации и мошенники могут, например, зная дату окончания действия сертификата соответствия, своевременно и точечно предложить организации свои услуги или псевдо услуги по демпинговой цене.
При этом, мошеннических центров сертификации, не оказывающих никаких услуг и продающих бумагу с надписью "сертификат", существенно больше числа реальных органов по сертификации. По некоторым оценкам — более, чем на порядок.
Доступ
Впрочем, несмотря на то, что органы по сертификации хранят сведения о выданных сертификатах соответствия в закрытом доступе и являются собственниками этой информации, доступ к ней все же есть.
Правила предоставления указанных сведений могут разниться у разных органов по сертификации. Однако, обычно для получения информации о статусе конкретного сертификата соответствия, требуется официальный запрос в орган по сертификации.
При этом, запрос должен содержать обоснование, подтверждающее объективную необходимость получения сведений о выданном сертификате соответствия. На основании такого запроса, орган по сертификации принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений.
Стоит отметить, что добросовестные органы по сертификации дают официальный ответ в любом случае. То есть либо предоставляют нужные сведения, либо официально обосновывают отказ в их предоставлении.
В то же время, нередко можно встретить ситуацию, когда компания, выдавшая сертификат соответствия, вообще никак не реагирует на запросы.
Это свидетельствует о недобросовестности сертифицирующей компании или, что чаще, о том, что это мошенники. В последнем случае, нередко бывает так, что отвечать на запросы просто некому — организации уже не существует.
Соответственно, жертва таких мошенников, почти всегда, оказывается в ситуации, когда не может подтвердить подлинность и действительность своего сертификата соответствия. Разумеется, со всеми вытекающими материальными и репутационными издержками.
Централизованные реестры
Существует также практика, когда все сведения о выданных сертификатах соответствия стекаются в единый реестр аккредитующего органа.
В России таким органом является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).
Однако, в случае с сертификатами соответствия систем менеджмента, в реестр Росаккредитации поступает очень ограниченное количество сведений о выданных сертификатах.
Это связано с тем, что аккредитация в ФСА является обязательной только для органов по сертификации продукции, работ и услуг, а также для испытательных лабораторий.
Органы по сертификации систем управления тоже могут получить аккредитацию в ФСА, но на добровольной основе.
При этом, большинство органов по сертификации систем менеджмента не видят для себя необходимости в получении такого аттестата аккредитации. Тем более, учитывая, что он не заменяет обязательной аккредитации хотя бы в одной системе добровольной сертификации.
Соответственно и сведения о выданных сертификатах соответствия, в единый реестр предоставляет очень ограниченное число органов, аккредитованных в ФСА.
Более того, в последнее время, наблюдается отток органов по сертификации систем менеджмента из ФСА. Т.е. те, кто когда-то решил получить в Росаккредитации дополнительный аттестат, отказываются от его продления. Это связано с разочарованием в его маркетинговом весе.
Впрочем, в будущем это может измениться. Как может измениться и положение органов по сертификации систем менеджмента, относительно обязательности аккредитации в ФСА. Но вряд ли это возможно в ближайшей и даже в среднесрочной перспективе.
Приглашайте других, комментируйте, задавайте вопросы, делитесь материалами в социальных сетях. Это сделает наш труд более эффективным.