Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Официальный аккаунт ОП ИСО-Центр | Разработка и се...  · 1 апр 2022  · iso-centr.ru

Что такое системный подход в управлении бизнесом?

Статья о принципе системного подхода в менеджменте, его сути и пользе для повышения эффективности бизнеса, а также непрерывного развития.
В статье "СМК: Роль руководителя в развитии бизнеса" мы уже писали о том, что фундаментом для постоянного развития и непрерывного повышения эффективности бизнеса являются семь принципов всеобщего управления качеством (TQM - Total Quality Management).
В той статье речь шла о принципе лидерства руководства. В этой статье мы разберем другой принцип.
Стоит начать с того, что когда-то этих принципов было восемь, а не семь. Впоследствии, один из принципов — принцип системного подхода к менеджменту — был исключен.
Однако, произошло это отнюдь не потому, что данный принцип вдруг стал не актуален. В действительности он никуда не делся. Такое решение было принято исключительно в виду того, что все остальные принципы в совокупности и есть системный подход к управлению.
То есть, по большому счету, просто убрали дублирование понятий, подчеркнув целостность совокупности принципов TQM.
Вот этот загадочный и очень важный принцип мы в этой статье и рассмотрим.
Принцип системного подхода
Данный принцип исключительно важен, т.к. обеспечивает целостность всей системы управления качеством.
Любой бизнес предусматривает целый ряд внутренних процессов, например, закупки, производство, склад, маркетинг, продажи и т.п. Многие из подобных процессов имеют еще и собственные подпроцессы.
Если каждый из процессов будет зациклен сам на себя и обеспечивать исключительно собственные потребности и интересы, то бизнес будет представлять из себя иллюстрацию к басне "Лебедь, рак и щука" уважаемого Ивана Андреевича Крылова.
Поэтому стандарт ISO 9001 объединяет все процессы в единую систему — систему управления качеством.
При системном подходе описывается не только каждый процесс в отдельности, но и взаимодействие всех процессов.
У каждого процесса есть владелец, т.е. ответственное лицо, а также вход и выход — точки перехода от одного процесса к другому. При таком подходе следующий процесс не может быть запущен до полного выполнения предыдущего. На входах и выходах происходит контроль полноты и качества реализации процесса.
Еще на стадии разработки системы менеджмента качества, происходит отладка всех процессов. При этом, помимо их приведения в надлежащий вид (согласно требованиям стандарта ISO 9001), производится их описание, определение владельцев и т.д. И конечно же четко определяются и описываются все взаимосвязи.
Объединение всех процессов необходимо не только для повышения их эффективности, улучшения контроля и управляемости, но и для возможности получения объективных данных как по каждому процессу в отдельности, так и по всей цепочке.
Это дает возможность своевременно обнаруживать сбои и разрабатывать эффективные корректирующие действия для исключения подобных сбоев в будущем.
Комментарий
Не редко, при отладке, выявляются процессы, которые полностью или частично дублируют друг друга, а также просто лишние процессы, которые либо вовсе не нужны, либо могут быть перераспределены на соседние.
Приглашайте других, комментируйте, задавайте вопросы, делитесь материалами в социальных сетях. Это сделает наш труд более эффективным.
Дзен-канал Стандарты & МенеджментПерейти на zen.yandex.ru/id/5fb68501eabd4b73ff96efac
Бизнес и менеджмент+4