Как регулируются правоотношения на съемочной площадке? Съемка фильма или сериала — коллективная работа, в которой участвуют оператор, сценарист, музыкант и многие другие, а весь процесс организует продюсер. Ему, как главному организатору аудиовизуального произведения, следует заключать договоры со всеми участниками съемочного процесса, чтобы выстроить честные отношения с авторами. О том, как продюсеру сохранить за собой права на кинокартину и защитить готовую работу, рассказал Георгий Контридзе, преподаватель Digital IP и Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова.
Продюсер может заключить договор практически на любых выгодных для него условиях, при этом, чтобы избежать разногласий, нужно прописать все нюансы в документе. Например, в соглашении может быть указано, что сценарист вправе в процессе съемок изменять сценарий, дополнять его либо же соглашаться с правками режиссера.
Обычно с авторами заключается договор авторского заказа с условием об отчуждении исключительного права, либо лицензионное соглашение. «Как показывает опыт, чтобы никто из авторов кинокартины ни с кем не конфликтовал, зачастую продюсеру или киностудии исключительное право передается в полном объеме. При этом личные неимущественные права всегда остаются за авторами: любые манипуляции с этими правами запрещены законодательством» — добавил эксперт.
Если договор отсутствует, либо в соглашении не предусматривается неправильная передача исключительного права, могут возникнуть проблемы в правомерности использования авторских материалов. С актерами заключают договоры гражданско-правового характера, при этом актеры могут определять условия сотрудничества. Например, Киану Ривз на съемках культовой франшизы «Матрица» работал за роялти с фильма: кинокартина собрала 463 млн долларов кассовых сборов.
Заключение договоров со всеми участниками съемочного процесса — лишь один способ защитить свои права. Правообладателю также следует использовать современные цифровые сервисы для защиты кинопродукта, например, воспользоваться репозиторием креативных объектов n’RIS.
«В n’RIS можно депонировать произведение, зафиксировав авторство и дату создания произведения. Главное отличие n’RIS от других инструментов депонирования — интеграция сервиса с общественно-сетевой инфраструктурой РЦИС.РФ, построенной на блокчейне. Вы не просто размещаете ваш объект в защищенной ячейке, а записываете сведения об объекте и его правообладателе в распределенном реестре и получаете цифровой сертификат, который служит доказательством авторства для российских судов» — отметил Контридзе.
Для отслеживания пиратский копий фильма или сериала эксперт также рекомендует воспользоваться системой «Антипиратство» — инструментом, реализованным на основе искусственного интеллекта, который ищет контент в интернете, фиксирует нарушение и в автоматическом режиме рассылает администраторам пиратских сайтов досудебные претензии.
Один из самых главных вопросов, который волнует студентов-кинематографистов в Академии Михалкова — очистка прав. «Для монетизации творчества существует платформа оборота прав IPEX — онлайн-платформа для покупки и продажи прав на музыку, видео, изображения, тексты и другие виды контента для создания креативного продукта» — добавил Контридзе. Он отметил, что кино- и продакшн-студии, рекламные агентства и другие активно используют платформу для синхронизации музыки и видео в кино и сериалы.