Для начала проясним: если вы брали микрокредит в МКК (МФО), и не вернули его, организация в соответствии со ст. 4 ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" от 03.07.2016 N 230-ФЗ (далее - ФЗ № 230) имеет законное право действовать, используя:
1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);
2) телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;
3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
Обратите внимание, что иные способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, могут быть предусмотрены письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах.
Такое соглашение должно содержать указание на конкретные способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.
Должник вправе в любой момент отказаться от исполнения соглашения, сообщив об этом кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, путем направления соответствующего уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку.
Статьей 7 ФЗ № 230 установлены ограничения взаимодействия кредитора (МФО) или лиц действующих в его интересах по отношению к должнику. Таким образом не допускается непосредственное взаимодействие с должником:
1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника;
2) посредством личных встреч более одного раза в неделю;
3) посредством телефонных переговоров:
а) более одного раза в сутки;
б) более двух раз в неделю;
в) более восьми раз в месяц.
А взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи не допускается:
1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника;
2) общим числом:
а) более двух раз в сутки;
б) более четырех раз в неделю;
в) более шестнадцати раз в месяц.
Основания для жалобы появляются тогда, когда микрокредитная компания выходит за рамки закона либо при истребовании долга, либо при заключении договора. Весомые причины для жалобы в данном случае следующие:
- сотрудники МФО звонят слишком часто или делают это в запрещенное время;
- оказывают психологическое давление, угрожают или делают что-либо, что наносит вам вред;
- МФО звонит или пишет по поводу долга родственникам, хотя вы не давали на это согласия;
- МФО угрожает физической расправой или огромными штрафами.
- МФО нарушает правила количества или времени звонков, сообщений и т.д.
При выявлении перечисленных нарушений, в первую очередь их необходимо зафиксировать (скриншоты сообщений, записи разговоров телефонных звонков и т.д.)
Далее, в случае нарушения МФО указанных выше требований закона, стоит подать жалобу в прокуратуру. В жалобе необходимо указать, когда и перед кем возникла задолженность, указать какие нормы закона нарушены кредитором, а также приложить к жалобе:
- копию паспорта,
- копии договоров займа, кредитных договоров, по которым имеются непогашенные обязательства;
- копии судебных актов о взыскании денежных средств (если имеются);
- доказательства нарушения ваших законных прав кредитором;
- в случае, если вы знаете ФИО конкретного лица, которое нарушает ваши права, такие данные также стоит указать в жалобе.
Еще одним способом защиты может являться направление жалобы в Федеральную Службу Судебных Приставов (ФССП). Федеральная служба судебных приставов следит за тем, чтобы взыскание долга проходило по закону. Жалоба составляется по аналогии с жалобой в прокуратуру.
Однако, если МФО применяют физическое насилие, угрозы убийством или причинением вреда здоровью, пытаются изъять, либо портят имущество - обращаться необходимо в полицию. При обращении в полицию также необходимо собрать максимальное возможное количество доказательств нарушения ваших прав, а также применения угроз, порчи имущества и т.д.