Другие авторы уже много написали и о том, что люди вообще любят учить, и что у многих товарищей, которые потерпели неудачу в решении собственных проблем, имеются реально мощная теоретическая база и значительный опыт в области "как не надо делать" - а они многого стоят. И я с этим согласна. Более того, не раз встречала в жизни ситуации, когда "сапожник без сапог", фигурально выражаясь, умел замечательно научить другого человека шить прекрасные и прочные сапоги.
Нередко бывает, что такой человек просто является чьим-то коммерческим проектом. То есть у тех, кто его продвигает и раскручивает, нет задачи и впрямь кого-то чему-то научить, есть задача заработать на актуальной теме. Тогда от этого человека требуются совершенно иные компетенции, нежели те, которые декларируются в "программе обучения". Он должен быть ярким, харизматичным, гибким, внушающим доверие большинству, владеющим словом и т.п. А вот профессионализм и позитивный личный опыт в той сфере, в которой его продают - дело второе. Есть - хорошо, нет - не страшно. Качественный пиар творит чудеса - иначе такие люди просто не могли бы работать, их бы никто не "покупал".
И есть еще один нюанс, о котором, кажется, пока никто не сказал. Если мы видим человека, который, будучи несостоятелен в конкретной жизненной сфере, с удовольствием "учит" других, то высока вероятность, что он - простите за сленг - так лечится об аудиторию. Т.е. компенсируется. У него возникает ощущение, что вот так он все же решает свои проблемы.