IT-тусовка до сих пор не может оправиться после технологической выставки CES, которая завершилась в прошлое воскресенье. И хотя направление metaverse не было очень популярным, некоторые из крупных игроков заняли большую часть главного конференц-зала, который почти всегда был заполнен людьми, желающими попробовать новейшие приложения виртуальной реальности.
Это волнение еще не распространилось на потребителей, которые не являются заядлыми геймерами или первыми приверженцами технологий. По мнению многих выступавших на выставке, основная причина, по которой большинство людей все еще «ждут ту самую метавселенную», заключается в том, что «убийственного приложения», которое привело бы к широкому распространению metaverse. Некоторые наблюдатели говорят, что это может измениться с ожидаемым выходом на рынок Apple, которая, по слухам, готовится представить новую гарнитуру. Но сможет ли Apple повторить успех iPhone? Те, кто участвует в создании 3D-технологий, говорят, что с недавними усовершенствованиями в этой области, включая разработку более мощных устройств расширенной реальности (XR) и более широкое внедрение сетей 5G, это только вопрос времени.
Дэн Норд из фирмы космических технологий Maxar, которая создает «цифрового двойника» Земли, был одним из многих спикеров CES, которые заявили, что термин «метавселенная» был воспринят общественностью неверно и должен быть переосмыслен. Одна из проблем, по его мнению, заключается в том, что термин, придуманный писателем Нилом Стивенсоном и популяризированный соучредителем Facebook* Марком Цукербергом, предполагает, что метавселенная представляет собой единую структуру, а не ряд отдельных виртуальные миров, которые до сих пор не связаны между собой. Этот термин также используется для обозначения сопутствующих технологий, необходимых для обеспечения полного погружения в 3D. И «метавселенную» часто путают с «Web3», хотя метавселенная также использует эти технологии.
Если отбросить терминологию, усилиям по созданию импульса для метавселенной также препятствует гонка между глобальными гигантами, такими как Meta*, Google, Microsoft, Sony, Samsung и многими другими, за создание привлекательного продукта, что приводит к крайне фрагментированному рынку. «Если сегодня вы принимаете решения в области ИТ и ваша задача — разработать стратегию виртуальной реальности для вашей организации, это кошмар. На какое оборудование вы собираетесь сделать ставку?», — заявил Рольф Илленбергер, генеральный директор немецкой компании VRDirect.
Несмотря на эти и другие препятствия, на CES было много оптимизма относительно Metaverse. Улучшения в области ИИ, которые помогут разработчикам создавать самые разнообразные сложные экосистемы метавселенной, любая из которых может вызвать новые волны активаций и инвестиций. Это также добавляет возможности для множества других приложений.
Растущее использование технологий виртуальной и дополненной реальности в фильмах, музыкальных клипах и других видах развлечений — индикатор, указывающий на массовое принятие метавселенной. Например, испанская компания OWO продемонстрировала на CES свою последнюю линейку «тактильных рубашек», которые используют десятки датчиков для создания разнообразных ощущений, начиная от боли (интенсивность которой регулируется пользователем) и заканчивая ощущением ветра, обдувающего ваше тело.
Хотя использование этих инструментов в конечном итоге улучшит полностью развитую метавселенную, даже ее самые стойкие сторонники осторожно предсказывают, что эти виртуальные миры расцветут и раскроют свой потенциал нескоро. Большинство говорит, что до прорыва, вероятно, еще как минимум несколько лет.
*входит в Meta – организацию, запрещенную на территории РФ