Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Игровая математика от Жени Кац  · 5 сент 2021  · мышематика.рф

Женя Кац отвечает на вопросы про Математику для дошкольников

В ближайший понедельник, 6 сентября в 17.00 я буду отвечать на вопросы Яндекс-Кью. Вопросы можно задавать сейчас - и завтра весь день.
Меня зовут Женя Кац, я игровой педагог,
автор тетрадей "Необычная математика" и создатель сети кружков "Мышематика", которые работают очно и онлайн. Я люблю необычные задачи и умею показывать, что математика - это понятно и красиво.
Если вас интересует, как помочь детям освоить таблицу умножения, или вы хотите узнать, вредно ли считать на пальцах, приходите к нам на семинары или ищите записи на эту тему у нас в блогах и на ю-тубе.
Я люблю рассказывать о том, что математика - это не счёт на скорость, и не натаскивание детей к олимпиадам. На мой взгляд, математика - это умение думать и рассуждать, умение видеть закономерности, ставить задачи и обсуждать разные варианты решений.
За самые интересные вопросы мы можем прислать вам бумажную книгу "Математика вприпрыжку" или дать доступ к записи семинара про арифметические игры с дошкольниками.
#математика #математикавприпрыжку #игроваяматематика #мышематика
Женя Кац, игровой педагог, автор методики "Мышематика"Перейти на мышематика.рф
Образование+4
1 эксперт согласен
Привет! Расскажи, пожалуйста, самую интересную (или любимую) на твой взгляд математическую задачку для дошкольников. Спасибо!
@Татьяна Дерябина, Для дошкольников у меня много любимых задач, в первую очередь, геометрических. Например, собери любой треугольник из деталей мозаики.
Или собери разного размера квадраты из деталей нумикона.
Или натяни симметричных бабочек из резинок на геометрическом планшете - геоборде.
Это то, что называется "открытые задачи", у них есть много правильных решений.
Мы такого типа задачи предлагаем и дошкольникам, и ученикам началки на кружках #Мышематика
Можно ли как-то включать более сложные элементы счета и математики в повседневную жизнь дошкольника? Чтобы это был не вариант «давай посидим позанимаемся», а естественно: во время прогулки или совместных домашних дел :)
@Ксения Смирнова, Да, конечно, мы постоянно используем разные арифметические игры просто так, по ходу игры. Вот, например, игра в кафе или в магазин. У нас есть масса вариаций на эту тему. Иногда играем с игрушками, иногда на ходу.
У кого-то в магазине будут фрукты и конфеты, у кого-то машинки и трактора, у кого-то роботы или персонажи любимых книг или мультиков.
Если у нас в магазине есть яблоки, груши и огурцы, сколько всего мы сможем купить на 12 рублей? Сколько денег нужно на три груши? Что бы ты хотел купить понарошку?
Приготовление еды - отличный повод посчитать. Скажем, на пирог по рецепту надо 3 яйца. А если в школе пекут пирог на целый класс, в 10 раз больше, чем домашний пирог, то сколько им понадобится яиц?
Мы ещё играем в самые разные подвижные арифметические игры.
А в дороге мы любим играть в "загаданный этаж"
Часто слышу, что для некоторых людей математика — это ужас, «не мое» и страшный сон. Говорят, что даже на уровне школьной программы они ее не понимают. Можно ли как-то определить отсутствие склонности к математике в детстве и какова, на ваш взгляд, роль первого преподавателя в формировании математического мышления?
@Александра Шатурова, Я тоже часто встречаю взрослых, которые боятся математики, как огня. Я даже думаю, что пора мне для таких взрослых сделать зум-семинары или постоянную группу онлайн. И показать им, что математика - это понятно, красиво и не страшно.
Я думаю, что на уровне начальной школы освоить математику могут практически все, а этот уровень отторжения, тревоги и неуспешности возникает из-за того, что в наших школах математика - это часто арифметика, причём не красота её, а устный счёт на скорость.
Из-за такого перекоса в сторону арифметики и тестов, многие ученики уверены, что математика - это искусство телепатии: надо внимательно посмотреть в лицо учителю - и угадать ответ. Ну или хотя бы угадать: "эта задача на складывание или на отнимание?"
Если ребёнок по какой-то причине медленно считает, имеет смысл брать самые разные счётные материалы, много считать на пальцах, играть в кафе и в магазин.
А у нас, к сожалению, тех, про кто медленно считает, говорят "он просто гуманитарий!"
Так что роль родителей и первых преподавателей математики очень важна, конечно же.
У нас на занятиях Мышематика, очных и онлайн, мы как раз много придумываем разных способов, игр, уроков-квестов, чтобы помочь детям самим освоить математику, увидеть её красоту.
Как понять готов ли ребенок к школе или нет?
@Алена Каменецких, Это не тот вопрос, на который можно ответить за 10 минут ) Смотря к какой школе, в какой стране. И зачастую этот вопрос тесно связан с тем, готовы ли родители к школе ребёнка.
Многие взрослые воспринимают школу как проверку, достаточно ли я - хороший родитель.
Если же говорить про детей, то я бы говорила в первую очередь не про знания и умения, типа чтения и счёта, а про психологическую зрелость.
Готов ли ребёнок учиться чему-то новому в компании 30 других детей, когда много всего отвлекает, и не всегда очень интересно?
Умеет ли ребёнок не перебивать, выслушивать длинную инструкцию, работать самостоятельно над заданием?
Может ли он переспросить и уточнить: "Мария Петровна, я не расслышал номер задачи. Повторите, пожалуйста" или сообщить о проблеме: "У меня сломался карандаш. Можно ли мне писать ручкой?"
Мы на своих занятиях часто предлагаем шестилеткам уроки-квесты, это такая игра с многоступенчатой инструкцией. И некоторые дети, которые отлично считают, читают и тп, не могут запомнить шаги инструкции, и забывают, что надо делать. Это говорит о том, что ребёнок пока не дозрел.
Мы даже весной делали семинар про это - "лето перед школой", для родителей будущих первоклассников.
Ребёнок дома и в школе ведёт себя по-разному - это тоже важно учитывать.
В общем, всем, кто тревожится, я обычно советую до школы сходить на диагностику к нейропсихологу, и перед школой успеть поиграть в разные полезные упражнения.
Мы на Мышематике как раз обычно занимаемся психологической подготовкой к школе, а не только арифметикой и геометрией.
Как привить интерес ребенку к математике?
@Ксения Ефремова, это очень сложный вопрос, и ответ будет зависеть от того, что вы сами считаете математикой, и какие темы из математики вам больше всего нравятся.
И от возраста ребёнка, конечно, тоже очень зависит.
Если речь про дошкольника, то я бы показывала всякие красивые закономерности, играла бы в разные конструкторы, логические игры, такие как СЕТ или Барабашка, и учила рассуждать.
И с дошкольниками, и со школьниками мы любим понарошку играть в кафе, а ещё в разные арифметические игры с игральными кубиками.
Если речь про школьников, то я бы показывала всякую красоту типа фракталов и математики с ножницами.
Математика - это не прописи с числами, а геометрия, логика, и много интересных игр!
Как правильно ответить на возражение (до)школьника «Да зачем мне эта математика, есть же калькулятор»? Да и в целом увлечь математикой, если ребенок изначально не заинтересован?
@Катя Понамарева, Математика - это не только арифметика, но и геометрия, и логика. И если ребёнок не очень заинтересован в арифметике, то его можно понять )
В детском саду очень часто занятия математикой невыносимо скучные, и больше похожи на прописи с числами.
А ведь на самом деле математика - это ещё и логика, и геометрия.
Когда дошкольники приходят к нам на Мышематику, они ждут, что мы будем всё время всё считать, а мы и прыгаем, и бегаем, и собираем башенки по схеме из конструктора, и строим бусы из мозаики.
Ещё у нас есть много разных арифметических игр, и мы про это регулярно проводим семинары для родителей и педагогов.
Какие игры могут быть интересны для ребёнка для освоение навыка счёта?
@Ксения Ефремова, Зависит от возраста ребёнка и от его интересов. Мы очень любим разные подвижные арифметические игры на Мышематике, и активно их используем.
Вот, например, самые разные варианты игр со счётом на пальцах, или игры с игральными кубиками.
Игра в кошку, которая ходит по этажам, многим детям нравится.
Скажите, пожалуйста, а игровые методики можно использовать в освоении курса, например, высшей математики в вузах? Если нет, то почему?
@Гульнара Гайфуллина, Можно, конечно. Мы вот придумали урок-квест про пересечение множеств, он для дошкольников и для учеников начальных классов, но объяснять идею таким образом можно на любом уровне.
Взрослым тоже нравится, когда им предлагают интересные задачи и необычный формат работы.
Мы недавно проводили семинар для педагогов и родителей - и там было много арифметических игр. Взрослым было интересно!
Вы сталкивались с непониманием и неприятием игровых методик? Например, ваши коллеги утверждали, что это какой-то неправильный способ обучения и в игровой форме ничему нельзя научить.
@Гульнара Гайфуллина, Да, у любого метода есть свои сторонники и противники, разумеется. Есть взрослые, которые уверены в том, что учёба должна непременно быть скучной, нудной и утомительной.
Мол, надо привыкать к реальной жизни.
Я вот люблю свою работу, и мне не нравится аргумент, что на работе будет скучно.
И педагогов к нам в кружки Мышематики я подбираю именно так - они тоже любят детей, любят игры и любят учиться.
Выше был вопрос о том, как увлечь математикой незаинтересованного ребенка. А что делать, если взрослый сам не понимает, зачем ему и тем более его ребенку математика, помимо того, что это просто понадобится в школе, чтобы не получать плохие оценки (так себе мотивация)? Как взрослому объяснить это самому себе?
@Маша Фесенко, Отличный вопрос! Мне кажется, что школьная математика в руках у скучного и незаинтересованного взрослого унылая, как пустой рис без приправ и без соли.
Кто-то готов с ней смириться, кто-то находит красоту математики вне школы, на кружке или олимпиаде, а кто-то по одной школьной унылой математике делает вывод о том, что математика - это скучно.
А математика - это и многогранники, и фракталы, и лента Мёбиуса.
Это же очень красиво и интересно!
Так что взрослому я бы посоветовала книги, такие как "Математическая составляющая", а ещё курсы типа "У дверей геометрии", который делает моя коллега Ольга Оводова.
Ну и всякие интересные фото и видео про разные математические игры.
А про игры, которые помогают заниматься с дошкольниками математикой, у нас есть много семинаров.