Машиностроение – одна из важнейших отраслей экономики
Машиностроение – одна из важнейших отраслей экономики, крупнейший сегмент мировой обрабатывающей промышленности. Отрасль имеет значительный мультипликативный эффект и способствует улучшению конкурентоспособности предприятий за счет обеспечения современными основными производственными фондами и, как следствие, увеличения производительности труда. Индустриализация государств немыслима без опережающего развития машиностроительной отрасли.
Эта группа является площадкой для обсуждения путей развития отечественного машиностроения. Каково текущее состояние машиностроения стран СНГ? Какие проблемы существуют на текущий момент и как их решить? Каковы возможности и угрозы? Куда ведут глобальные тренды? И как нам занять прочную позицию в одной из сложнейших отраслей мира, продукция стран которых занимает до 40% в импорте уступая позиции многим развитым странам, таким как США, Япония, Германия, Корея, Франция и др?
Страны Содружества торгуют друг с другом в основном
топливом, сырьем, продовольствием либо потребительскими товарами,
интеграционный эффект которых незначителен. Государство долго не обращало внимания на отрасль строительного и транспортного машиностроения. Меры принимаются, но их явно недостаточно. Совета по промышленной политике государств – участников СНГ обсудили проекты цифровой трансформации топливно-энергетических комплексов государств Содружества и отраслей химической промышленности, о развитии химического машиностроения, организации производства комплектующих, используемых для сельскохозяйственной техники. Но если вспомнить, сколько у нас подобных «проектов» и как они реализуются, то оптимизма это вряд ли прибавит. Поэтому — «спасайся, кто может». Примерно это сегодня и происходит.
Сложные и дорогостоящие процедуры, неизбежно сопровождающие развитые системы регулирования, в значительной степени сокращают возможности участия во внешнеэкономической деятельности среднего и малого бизнеса. Отмеченная выше недостаточная доля экспорта продукции перерабатывающей промышленности и услуг отчасти может быть связана с тем, что сектор малого и среднего предпринимательства, во всех странах мира являющийся одним из источников инноваций, имеет в странах СНГ ограничен. За счет высоких таможенных платежей, оплаты услуг консультантов и юристов, внесения залогов, предоставления гарантий и пр., не говоря уже о поборах и взятках.
Крупный же бизнес, преобладающий в добыче ископаемых, металлургии, оборонной промышленности и некоторых других секторах, легче преодолевает такие барьеры. К тому же малый и средний бизнес в первую очередь страдает от протекционистских мер, всегда имеющих целью ограничение конкуренции.
Интегрирование постсоветского экономического пространства как в пределах ЕврАзЭС, так и в более широком формате может обрести прочный фундамент и стать саморазвивающимся, а не навязываемым сверху процессом лишь тогда, когда в странах СНГ появится высокоразвитое машиностроение.