Всем привет! Меня зовут Аксёнов Андрей, я — автор и ведущий подкаста «Закат империи» и сегодня я на примере одного из своих выпусков разберу, как я работаю с сюжетом и как готовлю сценарий. В статье будет практические советы и шаги, которые стоит предпринять, если вы хотите рассказать хорошую историю. Для начала — сам выпуск. Если вы не любите спойлеров то сначала послушайте его, потому что в статье, очевидно, все подробности будут раскрыты.
Мой подкаст — исторический и нарративный, то есть для меня и для моих слушателей важны герои и их взаимоотношения. Сюжет должен развиваться и в нём, желательно, должны быть неожиданные повороты, смена декораций и эволюция героев. В общем, нужен нарратив.
Итак, самый первый и, возможно, самый важный шаг: выбор сюжета. Какими признаками обладает хороший сюжет?
сюжет развивается, он не статичен. Происходят события, которые влияют на героев и меняют их
герои эволюционируют. В начале истории у них одни взгляды, в конце — другие. Герои меняют свое мнение: они могут зачерстветь, могут получить жизненные уроки, могут завязать с темным прошлым, а могут, наоборот, опуститься на дно. Люди в обычной жизни — не одни и те же в 18 лет и в 35, и в сюжете — так же
в сюжете есть неожиданные повороты, которые либо меняют героев, либо раскрывают героев с неожиданной стороны и слушатель меняет к ним отношение
хороший сюжет не оставляет однозначных оценок. После хорошей истории слушатели будут продолжать спорить друг с другом, кто из героев был прав, а кто виноват
но у хорошей истории, конечно, есть конец, некая завершающая точка
Кроме того, сюжет должен соответствовать рамкам вашего подкаста, и чем строже эти рамки, тем лучше. Если ваш подкаст посвящен стоматологии, и вы хотите рассказать про очень интересного ортопеда, то не стоит этого делать, если только ортопед не захотел, к примеру, сделать себе новую челюсть. Прочитайте, например, хорошую статью о пользе ограничений. В моем случае история должна оправдывать подзаголовок подкаста: «Революция, секс, наркотики и панк-рок в Российской империи».
Итак, сюжет, который я выбрал для очередного выпуска подкаста такой: молодая богатая женщина, Мария Тарновская, обладает невероятной способностью очаровывать и подчинять себе мужчин. Она замужем, но заводит любовников. Она требует от любовников вызывать на дуэль мужа, чтоб завладеть наследством. Она привыкла к роскошной жизни, и ради удовлетворения её желаний мужчины идут на преступления и даже кончают с жизнью. Для неё история заканчивается тюрьмой: в сговоре с очередным любовником она обольстила богача-графа и любовник убил его, чтобы Мария могла завладеть состоянием богача.
Здесь есть сильная героиня и множество событий. Дело кончается практически детективной историей, а слушатели любят детективы и расследования. Кроме того, тут есть любовь, секс, БДСМ и наркотики — и история отвечает подзаголовку подкаста. Отлично.
Итак, первое: выберите сюжет. Если сюжет слишком линеен, подумайте, как можно рассказать его, не раскрывая всех карт сразу. Возможно, вам надо рассказывать его не последовательно? Или, может, от имени героя, который не знает всех подробностей?
В начале важно выбрать основного героя сюжета, и им могла бы стать не сама Мария. Для этого я выделил основных героев и занес их на бумагу. В двух словах я описываю их личности и эволюцию героев. Кроме того, хорошо, если отношение к герою неоднозначное.
Мария Тарновская: роковая женщина.
Эволюция: В 18 лет — скромная институтка, рано выходит замуж на богаче (Васе) и тот её совращает, привив ей интерес к сексуальным экспериментам и к наркотикам. В итоге она становится гением обольщения мужчин и не останавливается перед организацией убийства.
Кто она: жертва обольстителя и патриархального общества или жестокая интриганка?
Вася Тарновский, её муж, богатый шалопай.
Эволюция: В начале — несимпатичный представитель золотой молодежи и плохой муж, в середине — заслуживает жалости, потому что любовники Марии третируют его и вызывают на дуэль, в конце — хороший отец их с Марией детям, образумился.
Кто он: богатый развратник или молодой человек, которому простительно ошибаться? Жалкий трус, не умеющий постоять за себя или добрый малый, попавший в переплёт?
Донат Прилуков, один из любовников
Эволюция: в начале — респектабельный адвокат и богач, в конце — беглый преступник, планирующий убийство.
Кто он: жертва обольстительницы или настоящий преступник?
Другие герои тоже выписаны на бумагу, это:
Павел Толстой: первый любовник Марии, не смог избавить её от мужа
Стефан Боржевский: второй любовник, в него выстрелил муж Марии, Вася
Владимир Шталь: третий любовник, застраховал свою жизнь на имя Марии и застрелился
Граф Комаровский: богач, который живет в Венеции. Мария обольстила его и приговорила к смерти
Николай Наумов: студент, мазохист, убийца Комаровского
Следователь Филлипов: следователь петербургской сыскной полиции, раскрывший дело. Кстати говоря, следователь никак не эволюционирует в процессе истории, но он трансформирует сюжет. Сначала кажется, что дело простое: убийца, Наумов, признался в нём. Но Филиппов сомневается, идет до конца и обнаруживает, что заказчик убийства — Мария и Донат. И тут, кстати, хорошо бы эту историю рассказать так, чтобы слушатели не знали до конца, кто настоящий виновник убийства.
Кроме того, есть третьестепенные персонажи: дети Марии и Васи, прислуга, адвокаты, журналисты и писательницы.
В конце концов я выбрал главную героиню: это будет Мария Тарновская, но в конце сюжет я решил сделать твист. Как только произойдет убийство, я буду рассказывать о нем так, как будто ничего не знаю ни про Марию, ни про всю предысторию. Посмотрим, как следователи смогут распутать этот клубок — чтобы в конце вся история слилась в единое целое.
С Марией надо посидеть посерьезнее, и я воспользовался методом, который описывает Эрик Нюзум в своей прекрасной книге для подкастеров «Пошумим». Метод называется Круг Истории и его придумал Дэн Хармон, сценарист Рика и Морти. В этом методе вы рисуете круг и делите его на восемь частей — восемь ступеней. Вот они:
Герой находится в зоне комфорта и в привычной ситуации
Он чего-то хочет
Он выходит из зоны комфорта и попадает в непривычную ситуацию
Он приспосабливается к этой ситуации
Он получает то, что хотел
Он платит за это большую цену
Он возвращается в привычную ситуацию
Он меняется в результате своего странствия
В моем случае это выглядело так:
Как видите, моя схема не совсем соответствует оригинальной, но это не так важно: важна эволюция героини.
Итак, второе: выпишите на бумагу всех героев. Найдите их фотографии. Подумайте о них. Кто они? Какой у них характер? Что они любят? Что в них интересного? Может, третьестепенный герой должен стать в центре повествования?
Далее я выписал на бумагу основные детали сюжета в хронологическом порядке:
Юность Марии и Васи
Их брак, безалаберная жизнь в юности
Мария заводит любовника — Павла Толстого. Дуэль Тостого и Васи
У Марии новый любовник — Стефан Боржевский. Он третирует Васю
Сцена в ресторане: Вася стреляет в голову Боржевскому
Мария и Владимир Шталь. Самоубийство Шталя
Суд над Василием Тарновским
Мария в Москве. Новый любовник — Донат Прилуков
Мария и Донат бегут в Европу
Мария знакомится с графом Комаровским, обольщает его. Планируется убийство. В Вену приезжает Николай Наумов
Убийство графа
Расследование убийства
Суд
Итак, третье: выпишите на бумагу все важные события
И наконец, нам нужно выстроить сюжет так, как вы будете его рассказывать. Совершенно необязательно рассказывать историю последовательно. Возможно, чтобы держать слушателя в напряжении, стоит перемешать события.
Далее я рекомендую разрезать вашу бумагу с основными событиями (именно так я и сделал) и попробовать выстроить сюжет в ином порядке. Как должен развиваться нарратив?
В нарративном подкасте критично важны первые минуты вашей истории. Слушатель не сможет перелистнуть несколько страниц, если ему будет скучно и он хочет сразу узнать, что было дальше. Вам надо завладеть его вниманием и не отпускать. Возможно, если начать рассказывать про юность Васи и Марии, слушатель заскучает и остановит подкаст. Или он отвлечется и ему будет неинтересно возобновлять прослушивание. Нужно сразу захватить его внимание так, чтобы было интересно дослушать до конца.
Поэтому я для затравки выбрал драматичный, но не ключевой эпизод:
Сцена в ресторане: Вася стреляет в голову Боржевскому
После него можно рассказать предысторию их нелегких отношений.
Дальше я продолжал раскладывать бумажки так и эдак, прикидывая, как может сложиться сюжет.
Как вы помните, в середине эпизода я решил сделать твист: поменять лицо, глазами которого я веду рассказ. С момента убийства графа мы вместе со слушателями попытаемся разгадать загадку его убийства, ничего не зная про подготовку и про зачинщиков. В конце концов сюжет выстраивается так:
Сцена в ресторане: Вася стреляет в голову Боржевскому
Юность Марии и Васи
Их брак, безалаберная жизнь в юности
Мария заводит любовника — Павла Толстого. Дуэль Толстого и Васи
У Марии новый любовник — Стефан Боржевский. Он третирует Васю
сцена в ресторане
Мария и Владимир Шталь. Самоубийство Шталя
Суд над Василием Тарновским
Мария в Москве. Новый любовник — Донат Прилуков
Мария и Донат бегут в Европу
твист
Убийство графа
Расследование убийства
Мария знакомится с графом Комаровским, обольщает его. Планируется убийство. В Вену приезжает Николай Наумов
Суд
Возможно, я немного переборщил с нарезкой сюжета: я спрошу своих слушателей в чате подкаста, как им зашло повествование. Обратная связь всегда важна! Она позволит вам придти к совершенству.
В любом случае, четвертое: поработаете с последовательностью вашего сюжета. Как держать напряжение у слушателя? Если ваш сюжет линеен, может быть, можно удивить слушателя, рассказав предысторию после того, как произошло ключевое событие? Может, найти героя, который не знает подоплеки событий и разматывать историю как бы его глазами?
Можете, к примеру, послушать еще один мой эпизод, «Это женский монастырь или гарем?». Там история, фактически, начинается с конца: правозащитник обнаруживает в тюрьме монаха, который, очевидно, несправедливо обвинен (так, по крайней мере, кажется правозащитнику). В первой половине сюжета рассказывается невероятная история этого монаха и в результате правозащитник добивается его освобождения. Во второй половине я рассказываю как в действительности обстояло дело, и в каких точках история, которую придумал о себе монах, сочетается с реальностью.
И, наконец, пятое: после всего вышеперечисленного отложите работу над сюжетом на день-другой. Гуляйте, работаете, встречайтесь с друзьями. Ваши герои сами будут возникать у вас в голове и сами предложат вам, как лучше о них рассказать.
Отличных вам историй и невероятных героев! А нам — новых интереснейших нарративных подкастов.