Можно
Правда. это, как правило довольно специальная техническая задача, и точность будет зависеть от ситуации и технического оснащения. И да, чтобы определить высоту конкретной произвольной точки, придётся подготовиться заранее.
Прямо точно
Для пилота знание текущей высоты критично. Я сажусь в самолёт Cessna 172M, где меня встерчает целая куча приборов. Все они сугубо аналоговые, так что они точно попадают под условие "без приложений".
Оин из них - барометрический альтитметр. Прибор измеряет высоту над уровнем моря, по сути является откалиброванным манометром. Для того, чтобы альтиметр показал высоту над уровнем моря, на нём нужно выставить текущее давление на уровне моря для текущей местности. Для этого мне достаточно связаться с автоматической погодной станцией по радио прямо из самолёта или просто позвонить на неё по телефону. Если я всё сделаю правильно, то на лётном поле моего базового аэродрома альтиметр покажет около сотни футов; на полосе - около 130.
В теории, такой альтиметр можно использовать и вне самолёта (ни питание, ни вакуумная система ему не нужны), а давление на уровне моря можно запрашивать с ближайшей погодной станции (ATIS/AWOS/ASOS).
А вообще можно поступить ещё прощё: зная текущее давление на уровне моря (запросить) и вашей высоте (измерить барометром), эту самую высоту можно вычислить самостоятельно - при подъеме на каждые 12 м атмосферное давление уменьшается примерно на 1 мм.рт.ст (ну или 1 дюйм ртутного столба на каждую тысячу футов - кому как удобнее)); такой точности вам должно хватить.
Приблизительно
Если высокая точность не нужна, то на помощь придут карты.
Вот такая карта, как висит у меня на стене, не подойдёт, потому что на ней не нанесены ни высоты, ни изолинии - она больше информативная.
Но у меня, как у будущего пилота, всегда под рукой карты специальные - для пилотов.
Конкретно эта просрочена, но в сумке у меня уже лежит свежий комплект. На этих картах нанесены характерные высоты, а также изолинии (в данном случае - каждые 500 футов). Так что по ним можно определить высоту над уровнем моря с точностью до 250 футов практически для любой произвольной точки. Очевидно, что карта не обязательно долна быть авиационной (просто у меня такие) - подойдёт любая физическая карта с цветовой дифференциацией ш̶т̶а̶н̶о̶в̶ высот.
К слову, если посмотреть на мой базовый аэродром, то там написано 135 - это высота лётного поля над уровнем моря в футах. и так мы плавно переходим в следующему пункту.
Прикладные случаи
Как и в случае с аэродромом, высоты ключевых объектов, как правило, известны. Так, например, кроме карты я могу воспользоваться схемой аэродрома - там тоже указаны все екобходимые высоты.
Но это далеко не единственный пример. Вот, скажем, план пешего маршрута Tahoe Rim Trail. Так как для планирования похода важно, какой на маршруте перепад высот, то на план также нанесены высоты и изолинии. Вы вот забрались на Picnic Rock - высота около 7750 футов, судя по плану.
В Штатах, например, часто можно встретить знаки с текущей высотой над уровнем моря прямо на дороге, особенно в национальных парках, напрмиер. Эту фотографию мне пришлось стащить из интернета, потому что свою я такую не нашёл.
Также высота часто указана на знаках населённых пунктов. Другими словами, можно отталкиваться от каких-то известных высот, но такой способ может быть довольно приблизительным. Так, например, если я приехал на озеро Tahoe, то моя высота где-то 6-7 тысяч футов. Но опять же - там повсюду знаки стоят, так что точность всегда можно повысить.