В современной массовой культуре о тамплиерах существуют сразу два мифа– книжно-кинематографический и игровой. Книжно-кинематографический миф о тамплиерах был создан писателем Деном Брауном в его романе «Код да Винчи», а игровой миф – компанией Ubisoft в серии компьютерных игр Assassin’s Creed. Эти два мифа возникают примерно в одно время – книга «Код да Винчи» в 2003 году, одноименный фильм в 2006 году, игра в 2007 году. Причём эти два мифа прямо противоположны друг другу: если книжно-кинематографический миф показывает тамплиеров как защитников истины, которые борются за сохранение не просто христианства, а человеческой свободы, то игровой миф представляет их как противников свободы и апологетов тоталитарного мышления, стремящихся уничтожить любую человеческую волю. К этому прибавляем всевозможные теории заговоров, современный орден тамплиеров, масонов как продолжателей дела храмовников и т. д. Таким образом, наше представление о тамплиерах и в особенности об их последних днях сильно мифологизировано.
Особой мифологизации подвержен суд над тамплиерами. В том же «Коде да Винчи» рассказывается о том, что французский король и Папа Римский решили сокрушить сильнейший и богатейший военно-монашеский орден, который распространил свои финансовые каналы по всей Европе ради денег. Тамплиеров арестовали и в кратчайшие сроки всех сожгли на кострах инквизиции. Имеет ли такое отражение исторических событий, которые довольно подробно задокументированы, отношение к реальности?
Сегодня я хочу рассказать об историческом очерке «Дело тамплиеров» (1972 год) французского писатели и эссеиста Ги Фо (Guy Fau), который был издан издательством «Евразия» в 2004 году. (Также есть издание данного очерка в 2007 году совместно с работой «Трагедия ордена тамплиеров» Марселя Лобе).
«Дело тамплиеров» — это небольшой очерк о том, почему и как судили тамплиеров. Читает настолько легко, что «Дело тамплиеров» можно прочитать за один вечер. Ги Фо довольно кратко и ёмко пытается освятить предысторию конфликта ордена со светской и церковной властью и ответить на главный вопрос – виновны ли тамплиеры в тех преступлениях, в которых их обвиняли? Автор на первых страницах сообщает читателям, что он не собирает обвинять или реабилитировать Орден тамплиеров, единственное что он хочет – разобраться в этом странном деле. Тот же книжно-кинематографический миф рассказывает нам о том, что чуть ли не все тамплиеры были уничтожены. Однако, очерк Ги Фо даёт не только хороший экскурс в обоснованность обвинений, но и показывает, что массовое уничтожение тамплиеров является мифом. Да, орден был распущен, 54 тамплиера были сожжены, небольшая часть умерли в тюрьме в ожидании суда, но «подавляющее большинство ожидала менее жестокая участь, и они были освобождены после испытаний, войдя в орден госпитальеров». Ги Фо методично показывает читателю, что король Филип Красивый и Папа Климент V скорее были шокированы информацией о храмовниках, чем готовились уничтожить Орден, который хоть и не выполнял уже своей первоначальной задачи, но оставался важной банковской организацией, в которой часто короли хранили казну.
Я уже писал, что Ги Фо в начале очерка предупреждает читателей о том, что не собирается ни обвинять, ни реабилитировать, его задача разобраться в обоснованности обвинений. Несмотря на то, что «Дело тамплиеров» небольшой исторический очерк, в нём можно ощутить, как автор аккуратно и объективно старается показать все стороны конфликта. Ведь фактически сторон конфликта было не две, а три – Папа Римский, король Франции и Орден тамплиеров. При этом сложно сказать, что Папа и король были всё время в коалиции, скорее король преследовал свои цели, а Папа выжидал и не мог поверить в то, что тамплиеры систематически нарушали христианские нормы. Конфликт между Папой и королём был вялотекущим, также не стоит забывать, что по правилам того времени тамплиеры были подсудны только Папе, но не светскому монарху, который к тому же не получил соответствующую папскую санкцию. Ги Фо не пытается подробно описать конфликт Папы и короля, его интересует обоснованность обвинений. В итоге он приходит к выводу, что несмотря на то, что в Ордене тамплиеров были довольно странные ритуалы, которые были скорее антихристианскими, но при этом часть из них имела христианскую подоплеку, назвать Орден сектой было бы ошибочно. Орден никогда не позиционировал себя в качестве противника католической церкви и её вероучений, что никак не тянет на секту. Были ли в Ордене специфические практики и традиции для того общества? Были. Были ли они частично антихристианскими? Были.
Орден Храма погубило два фактора – человеческая глупость (необразованность) и подчинение авторитету. Те практики, точнее преступления, за которые судили тамплиеров, были от необразованности членов Ордена, веры в слова своих священников и подчинения авторитету вышестоящих братьев. Возникает прямая аналогия с экспериментами Стэнли Милгрэма, Соломона Аша и Филипа Зимбардо. Обычные члены Ордена подчинялись практикам/традициям Ордена, которые им не нравились, об этом они говорили на всех допросах в течение семи лет, но, к сожалению, поведение руководителей Ордена, которые то сознавались в преступлениях, то отказывались от своих слов, то снова сознавались, то отказывались (и так в течение семи лет) не оставило возможности Папе сохранить Орден.
Поведение тамплиеров во время следствия и суда было настолько загадочным, что породило огромное количество теорий, которые сложно опровергнуть сегодня, так как закрепляются через массовую культуру в массовом сознании потребителя, что остается отметить по отношению к ним – теориям, – что ничто не истинно, следовательно, всё дозволено.
Оценка
- Впечатления – 10 из 10
- Актуальность – 10 из 10
- Язык – 10 из 10
- Читабельность – 10 из 10
- Оформление – 10 из 10
Читабельно на 10 из 10
Дело тамплиеров / Ги Фо ; [Пер. с фр. Чудиновой Е. В.]. - СПб. : Евразия, 2004. - 220 с.; 17. - (CLIO).; ISBN 5-8071-0144-8 : 2000