Дмитрий Медведев, который числится на должности заместителя председателя Совета безопасности, заявил, что в России наблюдается миграционный кризис. Он считает, что уже около трети регионов не контролируют поведение мигрантов, что привело к появлению мигрантских анклавов в российских городах, которые являются «маленькими государствами в государстве, которые живут по собственным законам и понятиям, и самое главное, игнорируют наши законы». Также бывший президент акцентировал на том, что мигранты, приезжающие в Россию, довольно плохо говорят на русском языке. За последние годы наблюдается миграционный рост: так, в 2021 году он стал на треть больше, чем в 2020 году.
При этом СМИ не спешат активно писать о преступлениях, совершаемых мигрантами. В целом данная проблема систематически освящает Readovka. Из последних новостей: в Обнинске мигранты устроили массовую драку на проезжей части улицы; в Подмосковье создан «халяльный поселок», в котором проживают мусульмане из разных стран, они уже начали диктовать «правильный» дресс-код жительницам соседних поселений; десятки мигрантов устроили массовую драку с битами в Кунцево; мигранты напали на продуктовый магазин в подмосковном селе Новопетровское и убили кассиршу; в Перми местного жителя жестоко избили мигранты, полиция заставила пострадавшего извиняться; в Самаре дети мигрантов избили толпой второклассницу; мигранты устроили ночлежку прямо на лестничной клетке дома в Новой Москве; мигранты угрожают москвичке за её борьбу с нелегальным хостелом, который покрывает участковый; в поселке Тымовское (Сахалин) здание общества инвалидов сдали мигрантам под общежитие. Самым ярким примером стал Обнинск: в школе №6, в которой дети мигрантов избивают российских учеников и пытались изнасиловать четвероклассницу. Дело было настолько громким, что даже члены президентского Совета по правам человека приезжали в эту школу, чтобы изучит то, что в ней происходит. Они признали, что наблюдается повышенная преступность среди детей мигрантов.
На этом фоне указ Владимира Путина о создании Межведомственной комиссии Совета Безопасности по вопросам совершенствования государственной миграционной политики выглядит как никогда своевременным, если не запоздалым. Возглавил Комиссию Дмитрий Медведев, членами стали представители Правительства, Генеральной прокуратуры, Федерального Собрания, Администрации Президента, Следственного комитета, руководители федеральных служб и агентств, Торгово-промышленной палаты и Российского союза промышленников и предпринимателей. К функциям Комиссии относится анализ состояния миграционной ситуации, выявление угроз национальной безопасности в миграционной сфере, подготовка предложений и рекомендаций Совету безопасности, анализ эффективности деятельности органов и организаций в миграционной сфере и т. д.
Однако, возникает вполне закономерный вопрос: зачем множить сущности? Разве у нас не существует с 2015 года Федерального агентства по делам национальностей, которое должно заниматься, в том числе и миграционным вопросом? Или не существует структуры бывшей Федеральной миграционной службы в составе МВД? К сожалению, российская политическая система способна только эффективно множить сущности, дублируя функционал существующих государственных органов и оправдывая это желанием решить некую политическую проблему. Учитывая горький опыт дублирования, можно констатировать, что на миграционную проблему государство обратило внимание, фактически признав, что органы, отвечающие за неё неэффективны.
Согласно опросу Левада-центра, который был проведен в конце прошлого года, 51% респондентов готовы близко видеть выходцев из Средней Азии (таджиков и узбеков), в 2010 году – 58%. Доля тех, кто готов идет выходцев из Средней Азии среди членов семьи, близких друзей, соседей, коллег по работе и среди жителей России за 11 лет выросло, но не сильно. Если в 2010 году 29% считали, что выходцев из Средней Азии нужно пускать в Россию только временно, то в декабре 2021 – 26%; также в 2010 году 29% были против того, чтобы вообще их пускать в Россию, то в декабре 2021 – 26%. Делая вывод об антимиграционных настроениях, можно сказать, что они в целом снижаются, даже несмотря на участившиеся нарушения закона мигрантами.
Если вопрос задать в ключе не общего быта, а труда, то результаты будут противоположными. Так, за последние пять лет выросла доля тех, кто выступает за ограничение притока трудовых мигрантов – с 58% до 68%. Вдвое меньше выросла доля тех, кто считает, что правительство должно способствовать этому притоку – с 6% до 11%.
Несмотря на то, что цифры социологического опроса скорее говорят об улучшении за последние годы отношений между россиянами и мигрантами, последние события, точнее их частотность, только увеличивается. Можно прогнозировать, что при сохранении такой динамики, через год мы получим совершенно другое восприятие мигрантов и миграционного вопроса. Проблема, которую обозначил Дмитрий Медведев, к сожалению, не выдуманная, она вполне реальная и сейчас формируется будущий миграционный кризис, так как поток мигрантов увеличивается, что приводит к образованию новых гетто. Создав очередной орган, занимающийся миграционным вопросом, власть не предлагает конкретных позитивных действий. Мигрантов часто депортируют за преступления, но они спокойно меняют имена и фамилии в родных странах и снова приезжают в Россию. Полумеры здесь не помогут, только системное решение проблемы, например, введение визового режима со среднеазиатскими странами. Но готова ли российская власть пойти на такие ограничения?
Помнится, что за последние восемь-десять лет на российских государственных телеканалах часто шутили про Европу, которая падёт из-за её позиции по мигрантам. Все эти говорящие головы и политолухи кричали, что нельзя допускать создания мигрантских гетто в городах, в которые полиция боится заходить. При этом миграционный вопрос в России совершенно не обсуждался – своеобразная стадия отрицания (если не говорить о проблеме, то её как бы и нет). Сегодня по крайней мере миграционная проблема признана, но пока нет уверенности, что наступила стадия принятия.