В последнее время (лет эдак двадцать) в среде российской оппозиции любят вспоминать романы-антиутопии Джорджа Оруэлла, сравнивая российский политический режим со «Скотным двором» и «1984». Периодически возникает ощущение, что оппозиция не знает русской литературной традиции антиутопии: знают и почитывают Александра Солженицына, немногие помнят «Мы» Евгения Замятина и «Котлован» Андрея Платонова, также периодически вспоминают «Колымские рассказы» Варлама Шаламова. Но, к счастью, существует и позднесоветская традиция антиутопии – речь идёт о романе-антиутопии «Москва 2042» Владимира Войновича, который был написан в 1986 году в вынужденной эмиграции.
«Москва 2042» – это классическая антиутопия, приправленная фантастикой. Главный герой, с помощью технологии перемещения в будущее, попадает из Мюнхена 1982 года в Москву 2042 года. Главный герой – писатель Виталий Карцев, которого когда-то выслали из Советского Союза за антисоветские взгляды, диссидентство и печать своих произведений на Западе. Оказавшись на ФРГ, он ведёт довольно обычную жизнь, но тут ему поступает предложение от одного американского журнала слетать в Москву 2042 года, чтобы написать заметки путешественника и рассказать, как там в Москве, но главное ответить на вопрос: существует ли ещё Советский Союз? Не знаю, читал ли Войнович работу советского диссидента Андрея Амальрика «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?», которая была написана в 1969 году, но некоторая аналогия прочитывается. Если знал, то работа Амальрика повлияла на «Москву 2042», если нет, то можно говорить о том, что в диссидентской среде уже с конца 60-х ощущалась фатальность советского проекта.
Оказавшись в Москве 2042 года, не буду спойлерить о способе перемещения во времени, Виталий Карцев стал Классиком в Москорепе. Советский Союз существует, но в какой-то странном формате: страна вроде едина и неделима, но Москва существует в статусе Московской коммунистической республики и отделилась стеной от остальной страны, где живут враги разной степени враждебности. Все подробности нового коммунистического строя оставлю нераскрытыми, вдруг захотите прочитать, а прочитать однозначно стоит. Классик оказывается в необычной ситуации – в Москве 2042 года его приезд ждали, чтобы отметить его столетний юбилей. Находясь в Москве, Классик никак не может понять в чём секрет нового политического строя, почему все смешалось – тут тебе и государственная безопасность как ценность и идеал, которая в это же время сосуществует с религиозностью.
Читая «Москву 2042» в 2022 году, можно спокойно проводить параллели между нашей современной жизнью и сюжетом романа. В предисловии 2014 году, который был написан Владимиром Войновичем к переизданию романа, он удивлялся как его антиутопия за каких-то несколько десятилетий стала реалистичной утопией. «Государственность, безопасность, религиозность» – три столпа современной российской неофициальной идеологии, которую мы все сильнее ощущаем в обычной жизни. Владимир Войнович сатирически высмеял это в «Москве 2042», но, к сожалению, по-писательски очень точно почувствовал будущие события. Кто мог представить в 1986 году, что органы госбезопасности и церковь станут двумя столпами государства? (Конечно, госбезопасность как КГБ, а не Третье отделение времен Александра Бенкендорфа).
Войнович пишет так, что приходится гадать – реальны ли события или придуманы. Понято, что путешествие в будущее не про реальность, но в романе есть ещё одна важная линия – Сим Симыч Карнавалов. Еще один советский писатель, высланный из Советского Союза, который обосновался в США и создал из своего дома своеобразный филиал Российской империи – мечтает уничтожить коммунистический строй и восстановить монархию. Если Москореп стоит на столпах государственности, безопасности и религиозности, то Сим Симыч Карнавалов приверженец уваровской триады – православие, самодержавие, народность.
Сим Симыч – это аллюзия на Александра Солженицына, хотя реальный Солженицын в романе упоминается. Между Владимиром Войновичем и Александром Солженицыным в эмиграции были сложные отношения. Последний, как мы знаем, в постсоветское время стал одним из идеологов современного путинского режима (не буду развивать эту тему сейчас, так как это невозможно сделать в небольшом ревью). Творчество Александра Солженицына можно разделить на два периода – (1) его первые произведения, в которых он рассказывает читателю об ужасах жизни в лагерях и (2) его статьи для разных журналов и газет, а также работа «Двести лет вместе», которая частью критиков признает антисемитской (но не с обычным антисемитизмом, а очень «тонким», который косвенно обвиняет евреев в развале страны).
Второй этап творчества можно назвать государственническим, не зря же Владимир Путин в нулевые часто приезжал к Александру Солженицыну. Автор «Москвы 2042» заметил эту тенденцию раньше всех и не побоялся о ней публично заявить. Владимир Войнович в персонаже Сим Симыча высмеивает не столько самого Александра Солженицына, сколько русскую традицию создавать себе идолов и фанатично следовать за ними. (Подробнее о формировании Александра Солженицына в качестве идола ещё позднесоветской оппозиции, можно прочитать в публицистической работе Владимира Войновича «Портрет на фоне мифа»).
Почему стоит прочитать роман «Москва 2042»? Если вы хотите посмеяться от души, кто-кто, а Владимир Войнович умеет писать смешно, над современным «экуменическим» режимом, в котором все перемешалось – и КГБ, и церковь – и сосуществует в одном флаконе, тем, к чему это все может привести и тем, как мы любим создавать себе идолов, то вам обязательно нужно прочитать этот роман. Владимир Войнович к тому же обладает одним из самых легких писательских перьев – читается на одном дыхании, герои живые, их легко можно представить и, конечно, автор заставляет смеяться над двойными стандартами ни то советского общества, ни то уже постсоветского.
Мне не понравилось только оформление книги издательством Азбука-классика. Даже не само оформление, а недоработанное оглавление: у названия каждой главы нет номера страницы и складывается впечатление, что условно первая глава начинается с 17 страницы, а в реальности – с 11. В оглавлении указываются номера страниц не глав, а параграфов/разделов, что немного огорчает и запутывает читателя.
P.S.
Слово «дерьмократия» скорее всего было придумано Владимиром Войновичем в романе «Москва 2042», по крайней мере, это слово впервые встречается в его первом издании.
Оценка
• Впечатления – 10 из 10
• Актуальность – 10 из 10
• Язык – 10 из 10
• Читабельность – 10 из 10
• Оформление – 5 из 10
Читабельно на 9 из 10
Москва 2042 : роман / Владимир Войнович. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. – 448 с. – (Азбука-классика).
__________________