Решение задач на определение уровня сформированности функциональной грамотности необходимо начинать с конца, с условий задачи. Дело в том, что в задачах подобного рода содержится много так называемой "лишней" информации. Это отвлекающий маневр. Это сделано намеренно, чтобы оценить: 1)умение ученика эффективно распорядиться временем, отведенным на решение задач; 2)умение ученика оценивать значимость информации, увидеть главное, сосредоточиться на нем; 3)предметное знание. Вышеперечисленное - в порядке значимости от 1 (наиболее) до 3 (наименее).
Таким образом, решение задач на определение уровня сформированности функциональной грамотности предполагает выявление и оценку комплекса параметров, включающих, прежде всего, сформированность метапредметных, и лишь затем - предметных компетенций ученика.
Строго говоря, функциональная грамотность должна быть результатом обучения ребенка в школе. Но, увы, это далеко не всегда так. Более того, это зачастую вообще не так. Поэтому одна из претензий к школе состоит в том, что школа не готовит ребенка к жизни. Решая те же задачи по математике, почему бы не сделать их максимально жизненными, основанными на вполне конкретных примерах?
Знание предмета еще не означает знания жизни. В этой связи весьма интересен следующий эпифеномен: отличники зачастую в жизни не столь успешны и эффективны, а хорошисты и троечники - наоборот! Конечно, можно долго спорить о значении слов "успех" и "эффективность", но давайте не будем себя обманывать, прекрасно понимая на самом деле, о чем идет речь!
Функциональная грамотность представляет собой базовое условие успешной и эффективной адаптации человека к жизни в обществе (да и в природе!), особенно в обществе непредсказуемости и неопределенности, когда жизнь зачастую страшнее смерти, и умение жить становится ключевой компетенцией человека.