С 14 лет можно начинать задумываться о профориентации. Какой вариант выбрать зависит от вас.
1. Определить с профориентатором ценности, интересы, компетенции ребенка. Сформировать индивидуальный образовательный маршрут.
2. Поговорить с ребенком самостоятельно. В выборе будущей профессии лучше оперировать ценностями ребенка, т.к. они более постоянны по сравнению с интересами, которые сегодня одни, а завтра другие.
Для определения ценностей можно использовать следующее упражнение.
Спросите:"Что тебя увлекало/нравилось делать в 10 лет?"
"Что нравится делать или увлекает сейчас?"
"Как ты видишь себя через 5...10 лет?"
А далее обратите внимание, что меняется в ответах. Что остаётся неизменным. Вот на эти неизменные ценности и опирайтесь при выборе будущей профессии.
Когда появятся гипотезы, вы можете организовать общение ребенка с представителем выбранной профессии. Подросток таким образом сможет убедиться, что его представление о работе верное.
А далее, определяйтесь с ВУЗом.
Запланируйте необходимые шаги для поступления: репетитор, подготовительные курсы...
И все получится).