Очень легко объяснить. Если бы во всех школах оценки ставили за понимание предмета, то оценки бы были адекватным показателям уровня понимания и знаний.
Но к сожалению не во всех школах и не все преподаватели ставят оценки в соответствии с уровнем понимания.
Очень частооуенки ставят за способность точно пересказать то что записано а учебнике. То есть можно тупо вызубрить, все пересказать по памяти(имея лишь поверхностное понимание и не разбираясь в тонкостях) и получить за это 5.
А кто действительно например понимает, но не на 5 скажем, может рассказывать своими словами, и вместо твердой 4 получить 3 балла!
Потом некоторые учителя могут или завышать оценки или занимать(человеческий фактор).
Так что ученик мог быть двоишником(не учить предмет), но его заставляют родители, учитиля, и он мог начать зубрить и получать высокие оценки, при этом понимания как не было, так и не будет - будет лишь бездумное заучивание и пересказ.