Можно по-разному относиться к школьному образованию в современных условиях, но учитывая огромное количество школ в 89 регионах нашей большой страны, следует признать, что при таких впечатляющих масштабах всегда будут как плюсы, так и минусы. К преимуществам среднего школьного образования традиционно относится ряд особенностей.
- Право выбора вариантов обучения. При обязательном (для всех детей) основном общем образовании (9 классов) можно учиться в разных (альтернативных) форматах.
o Очное обучение предполагает обязательное ежедневное (за исключением выходных и праздничных дней) посещение учебной организации.
o Содержание очно-заочного: ученик получает в школе домашние задания, после выполнения которых сдает обратно. Требуется обязательное присутствие в классе — на контрольных работах.
o Особенностью заочного обучения является дистанционный формат и использование онлайн-ресурсов.
o Семейное/домашнее (с 1 по 9 классы) и самообразование (10-11 классы) — аналогия системы экстернат.
- Использование в школах современных технологий обучения. В качестве примеров можно привести такие способы контроля оценок, как единый школьный журнал, электронный дневник. Родители получили возможность участия в организации и оптимизации школьной жизни (предлагать новые идеи, вносить изменения в процесс обучения).
- Возможность прохождения стажировок учеников в зарубежных образовательных учреждениях.
- Многообразие школьных знаний и формирование широкого кругозора.
- Подготовка к поступлению в престижные высшие учебные заведения на бюджетное место.
- Выработка гибких навыков: особенности социальной системы в школах способствуют установлению контактов со сверстниками, толерантному отношению друг к другу и разработке коммуникативных навыков.
- Изучение иностранных языков, информатики, основ финансовой грамотности (с начальной школы) ориентирует школьников в мире современных технологий. В большинстве российских школ созданы компьютерные классы с компьютерами, интерактивными досками и другими техническими средствами, которые повышают результативность обучения.
В то же время надо признать, что система школьного образования на современном этапе развития общества несколько запаздывает по отношению к запросам XXI века.
- Ежегодно обновляемые ФГОС по-прежнему не ориентированы на индивидуальные особенности и наклонности конкретного учащегося — отсюда неоправданное требование высокой успеваемости по всем предметам.
- Система оценивания знаний носит необъективный характер.
- Низкий уровень квалификации педагогов/учителей и отсутствие у них гибких навыков, отсутствие мотивации к повышению квалификации педагогической направленности.
- В профильных вузах отмечается слабая система подготовки будущих педагогов: зачастую абитуриентами на педагогические факультеты становятся самые слабые выпускники школ/колледжей.
- Автоматизированная система оценки знаний через ЕГЭ не позволяет объективно выявить уровень знаний выпускников школ.