История создания и функционирования НПО связано с потребностями в квалифицированных кадрах среднего звена: при повышении спроса (в Советском Союзе) они стали создаваться в большом количестве, при снижении — были реорганизованы (90-е годы XX века), а в настоящее время (XXI век) опять стали востребованы.
НПО представляет собой начальный уровень профессионального образования, к которому относятся государственные (ГОУ) и негосударственные образовательные учреждения (НОУ). Ранее, в советском периоде, НПО состояли из ПТУ и СГПТУ, затем произошла кардинальная перестройка в содержании и наименовании структурных подразделений начального профессионального образования. Начиная с 2013 года, большая часть ПТУ (профессиональные технические училища) была переименована в лицеи (ПТЛ) и колледжи/техникумы.
Из законодательства убрали старые названия учебных организаций, сам титул данного уровня образования. Например, в статье десятой второй главы «Закона об образовании в Российской Федерации» указано, что в стране установлены четыре уровня профессионального образования, начиная с СПО. Таким образом НПО приравняли к среднему профессиональному образованию.
В настоящее время учреждения НПО и СПО объединены под общим термином среднее специальное учебное заведение (ССУЗ), в которые можно поступить на базе основного (9 классов) и полного среднего (11 классов) общего образования. Образовательные программы всех ссузов разработаны на принципах ФГОС.
В то же время главная цель НПО состоит в подготовке специалистов с начальной профессиональной квалификацией, у СПО заключается в обеспечении специалистов базовой профессиональной квалификации. НПО, являясь первой ступенью в системе профессионального образования, занимается теоретической подготовкой квалифицированных рабочих и развитием у студентов практических навыков.