В последнее время в научной литературе в разных формулировках говорят о том, что термин «профориентация» не отражает сущность этого явления на современном этапе развития общества и экономики. Мы бы уточнили, что под «профориентацией» зачастую понимается разное.
Это характерно и для
мирового контекста, где отмечается
диверсификация понятий и терминов в этой сфере, о чем
пишет, например, авторский коллектив Высшей школы экономики.
Порой складывается впечатление, что в мировой практике карьерного консультирования для каждой дефиниции придумывается отдельный термин. Репрезентативный пример - близкие по смыслы термины: “career resilience” & “career adaptability”.
В этом смысле
в России тоже наблюдаются некоторые подвижки – в дискурс исследований, посвящённых вопросам профориентации, активно входят калькированные
термины «карьерное обучение» (
“career education”) и «карьерное конструирование» (
“career construction counselling”), которые рассматриваются как
альтернатива профориентационным концепциям
«человек – профессия». См. об этом, например, вот в этом
видео.
На наш взгляд, разработке терминологического аппарата должна предшествовать концептуализация понятия «профориентация».
Основательный подход к такой концептуализации представлен в частности в последней
статье И.С.Сергеева, в которой автор выделяет
три профориентационные парадигмы:
▪️ Консультативная;
▪️ Образовательная;
▪️ Воздействующая.
Концептуально предложенная И.С. Сергеевым
систематизация, проведенная на
отечественном материале, совпадает с
классификацией, предложенной нами в одной из
статей на основе анализа
зарубежного опыта и упакованная в
схему, которую мы уже публиковали в телеграмм-канале (но для удобства читателей продублируем).
Появление концептуальных работ ведущих вузов, Вышки и РАНХиГС, позволяет констатировать, что вместе с возросшим интересом к профориентации со стороны государства, реального сектора экономики, семей, педагогического сообщества, предпринимателей и практиков растет и необходимость осмысления этого явления со стороны научного сообщества.
В общем, тема в тренде во всех смыслах.
На сегодняшний день очевидно, что, говоря о профориентации, необходимо вводить дополнительные дефиниции, чтобы понимать, в рамках какой модели мы работаем.
Модели, концепции или парадигмы? – об этом еще предстоит договориться…
#исследования