В вопросе очень хорошо подмечена главная проблема - "в обществе принято". Соответственно, окончательно решить это можно только за счет изменения отношения общества, в котором с одной стороны господствует культ высшего образования (без бумажки ты букашка), а с другой - это образование мало ценится (забудьте все, чему вас учили в вузе). Но есть еще одна проблема - как определить, кому учеба действительно нужна? Профориентация, которая ведется в школе, не дает понимания того, кем же человек в итоге хочет стать. Да и странно требовать такого от 17-18-летних, когда многие взрослые мучаются таким вопросом. Ну и еще один важный момент - подушевое финансирование, которое заставляет вузы брать вообще всех, потому что иначе они останутся без средств к существованию. Это же, кстати, является причиной того, что ценность образования падает - все равно дотянут, все равно дадут диплом, чтобы не потерять финансирование из-за отчисленного студента. И, наконец, самый важный момент - а зачем вообще нужны вузы сейчас? Раньше они давали профессиональное образование, в рамках которого человек потом работал всю жизнь. Сейчас же является абсолютно нормальным менять профессии и сферу деятельности едва ли не каждые три года (это меньше, чем срок обучения в вузе), проходя краткосрочные курсы (разного качества - в том числе и реально очень высокого, которого нет в вузе). Исходя из обозначенных проблем, я бы предложил следующее:
- Определить перечень профессий, для которых реально нужно фундаментальное высшее образование, которое стоило бы 4-6 лет обучения. Таких, на мой взгляд, не так уж и много: учителя, врачи, инженеры (список можно продолжить). Обеспечить цифры приема на эти специальности в таком размере, чтобы удовлетворить потребности государства - не больше. Ну и отказаться от подушевого финансирования в рамках этих цифр. При этом я бы предложил сделать набор на эти профессии исключительно целевым - по конкретным заявкам от организаций.
- Сделать обязательным послевузовское распределение - чтобы средства, затраченные на обучение этих специалистов, не пропали зря. При этом дать возможность сменить специальность или даже отказаться от обучения до получения диплома - если вдруг человек поймет, что это реально не его. Но если уж доучился - иди и отрабатывай вложенные в тебя средства.
- Для остальных профессий предусмотреть гибкое модульное построение образования - но на платной основе или на основе очень жесткого конкурсного отбора. Причем для тех, кто учится за казенный счет точно так же предусмотреть распределение. Но при этом дать им возможность после отработки определенного срока продолжить обучение в рамках других модулей, уже без обязательной отработки.
- Активно пропагандировать в обществе идею о необходимости учиться на протяжении всей жизни, без привязки к одной профессии, чтобы те, кто потом будет поступать в вузы, не боялись совершить ошибку в выборе направления обучения, понимая, что в любой момент можно пойти учиться в другую сферу.
- Изменить в профессиональных стандартах требование конкретного образования на требование конкретных компетенций, которые можно набирать на совершенно разных курсах. При этом сделать центры тестирования компетенций, в которых каждый желающий смог бы пройти независимую оценку, подтвердив наличие у него определенного уровня тех или иных компетенций. А уж как он их освоил - это личное дело человека. И сертификаты, выдаваемые по итогам оценки, сделать главным документом об образовании.