Несколько запоздалый вопрос, поскольку специальным решением Государственной Думы и одобренный президентом РФ термин «образовательная услуга» был исключен из законодательства (см. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 14.07.2022 № 295-ФЗ»; последняя редакция).
Для повышения статуса профессии учителя вместо «образовательные услуги» в соответствующих статьях главного федерального закона появилась новая формулировка, связанная с финансовым обеспечением реализации образовательных программ и выполнение государственного/муниципального задания. Таким образом была решена проблема толкования термина, ассоциировавшаяся с коммерческими услугами. Считается, исключение такого понятия будет способствовать оптимизации всей системы образовательных отношений.
В то же время надо признать, что данное понятие (услуга в сфере образования) воспринималось преимущественно негативно как учителями, так и обществом в целом.
С принятия в 2012 году закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором появился рассматриваемый термин, в течение десяти лет образование в стране стали воспринимать исключительно как отрасль потребления. Последнее обусловило недовольство общества и привело в конечном счете к отмене такой формулировки.
Однако за это время произошло много негативных трансформаций в сфере образования: в качестве экономической основы образовательной услуги была принята методика подушевого финансирования образовательных учреждений, при которой бюджет, к примеру, школы, напрямую стал зависеть от количества учеников. При этом вместо классов с 15-20 детьми, которые были признаны экономически нерентабельными, стали формироваться группы (классы) по 35-45 учеников (демографический подъем тому причиной в том числе). Было закрыто множество детских садов (дошкольное образование) и общеобразовательных школ (в том числе специализированные). Наряду с этим увеличение заработной платы учителей/педагогов произошло в основном за счет роста учебной нагрузки, что почти везде снизило качество обучения. Реализация новой системы оплаты труда в ОУ (расчет средней з/платы в регионах) привело к снижению трудовой мотивации учителей.