Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как бы вы провели урок для старшеклассников на тему «Распад СССР»?

Какой формат урока вы бы выбрали? Как бы преподнесли материал? Какие дополнительные технологии нужно использовать при проведении урока на эту тему?
Вопрос для творческого конкурса в сообществе q—Образование.
ОбразованиеИстория+3
Любовь Кобцева
  ·   · 5,7 K
Кандидат исторических наук. Специалист по истории...  · 13 февр 2023  ·
asocial_gumoMEM
Сразу скажу, что предлагаемый мной вариант рассчитан на сдвоенный урок (потому что за 45 минут вряд ли можно успеть) и довольно серьезную предварительную подготовку - как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Формат урока - "текстовая ролевая игра". Класс заранее делится на группы: "союзная номенклатура", "региональные элиты", "интеллигенция", "директора предприятий", "простые граждане", "силовики" (групп можно делать больше/меньше в зависимости от количества учащихся). Каждая группа должна заранее познакомиться с особенностями "персонажа", которого предстоит отыгрывать - определить его мотивы, желания, возможности и т.д.
Учителем заранее прорабатывается сценарий игры - выделяются ключевые точки на отрезке 1985-1991 годов, в которых открывались возможности для выбора решения. Надо понимать, что вариантов решений может быть несколько, а потому придется продумать каждую из возможных "сюжетных линий". Все это можно сделать через презентацию PowerPoint с использованием гиперссылок.
Ход урока следующий. Учитель озвучивает ситуацию, а каждая группа должна внутри себя решить, каким образом следует на нее отреагировать. В некоторых ситуациях решения должны принимать несколько групп, в некоторых - только одна. В зависимости от выбранной стратегии открывается (и закрываются остальные) новая сюжетная линия, на которой предстоит делать новые выборы. В результате у учеников должно сложиться представление о том, что распад СССР - это сложный процесс, в рамках которого действовало много акторов, стремления которых могли быть противоположными. Сам учитель тоже может принимать участие в игре - как М.С. Горбачев (и тогда уже ученики будут реагировать на принятые им решения).
Это позволит с одной стороны познакомиться с фактическим материалом (как через подготовку, так и в ходе работе на уроке), так и понять, что история - это многофакторный процесс, который нельзя сводить к доброй/злой воле одного человека, даже если он в тот момент - руководитель крупнейшего государства в мире.
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
2 эксперта согласны
Алексей, большое спасибо! Было очень интересно прочитать
Автор книги "Как остаться инженером в век искусств...  · 13 февр 2023
Раздал бы ученикам роли: Рабочий, студент, военный, партийный функционер, чиновник, школьник, пенсионер, милиционер. Погрузил бы их в законодательство позднего СССР и предложил решить несколько жизненных ситуаций. Думаю, к... Читать далее
Делаю проект "Справочник базовых навыков". Предлагаю заполнить форму по ссылке: Перейти на forms.gle/AUgJWTBEpNUbZPuN6
2 эксперта согласны
Историк-религиовед, преподаватель истории и общест...  · 13 февр 2023
Тему нельзя пройти за один урок, до этого надо пройти много других тем, начиная с образования, только тогда станет ясно, почему произошёл распад.  Я бы провёл в виде круглого стола. Обсуждение в рамках двух дискурсов:... Читать далее
2 эксперта согласны
В школьном образовании  все уроки соответствуют  утвержденным программам обучения. Отсебятину  нести  не положено... Читать дальше
Кандидат биологических наук. Академик МАНЭБ. Дейст...  · 17 февр 2023  · orcid.org/0000-0003-0228-0387
Тема урока «Распад СССР» План урока: 1. История возникновения СССР 2. Советский период 3. Сложности советского периода: экономика, быт, социальные проблемы 4. Международное положение СССР 5. Предпосылки распада СССР, распад... Читать далее
К.б.н., Академик МАНЭБ, Дейст. член РГО Бутаков Е.И. Перейти на m.facebook.com
Евгений, а какой формат Вы бы выбрали? Почему именно такой план Вы бы использовали?
СТО, Мастер  · 16 февр 2023
Добрый день! Урок на тему «Распад СССР» можно провести в форме лекции с использованием интерактивных элементов. Вот несколько идей для такого урока: 1. Введение: можно начать с краткого обзора того, что происходило в СССР в... Читать далее
1 эксперт согласен
программист  · 13 февр 2023
CCCР был основан на коммунистической идеологии. Это во многом обусловило его стремительное развитие и последующий распад. Развитие - в период, когда значительная часть граждан эту идеологию приняла. И распад - когда подавляющее... Читать далее
*Обошлось без стрельбы ядерными зарядами*… НО ТОЛЬКО за период  ельцинских экскрементов избыточная смертность в... Читать дальше
Актёр, журналист, педагог, психолог-гипнолог,...  · 31 мар 2023
Урок в форме игры "Президент и страна". Ученики по очереди становятся "выбранными президентами" (выбирает класс). Разбор требований "митингующих недовольных" ошибками "президента" и сопоставление с историческими моментами... Читать далее
пенсионер, по образованию инженер-физик.  · 21 февр 2023
Детям надо объяснить, что главная причина распада СССР, это политика Горбачева. Проанализировать, какие действия Горбачева и привели к распаду СССР.
Физика волновых процессов  · 16 февр 2023
На примере обычной  советской семьи, можно показать как разрушился СССР. Жила безбедно в прекрасных условиях обычная советская семья в 80 годах XX века. В один прекрасный вечер, в  благоустроенный дом семейства, зашёл человек в... Читать далее
Получается, перестройка произошла просто в результате минутной глупости благополучной семьи, зачем-то поддавшейся... Читать дальше
выпускник ЛВИМУ, работал за рубежом, бывал во...  · 22 февр 2023
Не стал бы углубляться в теории *измов*. Рассказал бы правду о вождях Революции, их преданности, безкомпромисности, неприхотливости и аскетизме в жизни, в быту. Противопоставил этому шкурность, алчность,жуликоватость... Читать далее
Хорошо. Но дело в том, что это урок для школьников, а не программа место встречи с Норкиным и Трушкиным..)