Все кейсы, что разбирали выше, в целом про одно и тоже. Наставник нужен команде начинающих взрослых, чтобы стать для них опорой.
Что дети 8-13 лет, что тем более подростки не супер последовательны. Внимание может перескочить, приоритеты сместиться, эмоции победить - и все, команды нет.
Что же делает наставник (особенно, когда команда уже участвует в каком-нибудь акселераторе или конкурсе)
- Командообразовывает. Да, именно взрослый следит, чтобы команда оставалась командой, приходит на помощь, когда появляются симптомы рассинхрона и потери взаимопонимания.
- Организовывает. У конкурса есть расписание. Мы собираем команды на встречи с менторами. Объективно проще это делать через взрослого наставника, когда он уже согласовывает все сложные расписания детей. Хотя у нас есть несколько команд, которые прекрасно с этим справляются сами.
- Следит за правилами. Как и на этапе подачи заявки, так и в процессе. Важно ли, чтобы в команде осталось столько человек, сколько было в заявке? Какую презентацию надо подготовить? Какие списки куда-нибудь надо направить.
- Помогает со специфическими задачами, с которыми школьникам иногда не справиться. Например, наставники у нас писали официальные запросы во всякие инстанции, искали данные на иностранном языке, вели официальные переписки и т.д.
- Служит мостом между ментором и командой. Менторы, какие бы опытные они ни были, не могут знать всех особенностей команды, иногда нужен посредник, который поможет наладить взаимопонимание.
Чего наставник делать не должен:
- Работать за детей. Это когда на менторской сессии разговаривает только наставник, а дети, как красивые декорации, сидят вокруг.
- Защищать детей, пренебрегая правилами. "Нет, в команде остался один человек. Остальные уже участвуют в другом конкурсе". "Нет, детей в чате нет, но я им все передам".
- Защищать команду от работы. "Ментор требует слишком много. Вы забыли, что они дети? Ну, зачем зарубать их идеи, они же дети, какая разница, рабочее решение они предлагают или нет!"
Согласны?