Нужно дать понять ученикам, зачем им читать книги. Я уверен, большинство учеников не понимают: а зачем оно надо? в чём смысл чтения? А если каждый выберет для себя, почему он хочет читать, тогда эта причина, вероятно, завлечет.
Нет смысла заставлять человека что-либо делать, если он не видит в этом смысла. Иначе, это будет зря потраченное время, и, в общем-то, тогда лучше погулять на улице – полезнее будет.
Если у родителей стоит задача вырастить ребенка образованным и начитанным, тогда эта задача должна ставиться с самого раннего возраста, начиная от самого элементарного, заканчивая тем, что ребенок будет сам просить купить ему ту или иную книгу.
А в более старшем возрасте навряд ли можно кого-то убедить читать, только если тот сам не захочет читать. Можно, конечно, рассказать о пользе чтения, что, как минимум, это улучшает внимание, память, увеличивает словарный запас.
Книги всё-таки дают некоторый опыт в жизни, немножко где-то больше понять людей. Да и начитанный человек будет более, так сказать, осознанно выбирать своё окружение. Может быть, это будет важно: читал человек "Войну и мир" или нет. Хотя на самом деле это не столь важно, был бы человек порядочный.
Читать только летом тоже не особо то и много пользы даст, но всё-таки польза будет, если это делать регулярно, а не раз в неделю. Может, наоборот, вызвать отвращение ещё больше. Захочет – пусть читает. Не хочет – пусть идёт гулять. В школе всё равно хочешь или не хочешь, а прочитаешь хотя бы краткое содержание. А лето нужно, чтобы отдыхать и наслаждаться прекрасной погодой, а не сидеть в руках с четырьмя томами "Война и мир"… Нет, ну если хочется, то пожалуйста. Но метод кнута и пряника тут не катит. Всё только на добровольных началах.
Перечитал свой ответ и хочу ещё добавить. В идеале бы прививать любовь к чтению тогда, когда ребенок ещё не умеет читать. Да-да. Тогда он и быстрее научиться.
А ещё я увлекся и не ответил на вопрос: нужно или не нужно. Мой ответ: нужно. Никогда парочка хороших книг в жизни не помешает. Но, ещё раз повторюсь, всё добровольно. Никаких добровольно-принудительно.