Менеджер по работе с комьюнити Яндекс.Кью · 17 июн 2022
Интервью с экспертом. Юлия Бацына об экологическом просвещении
Друзья!
Мы поговорили с экспертом Кью, тренером по экомышлению, специалистом по биомимикрии Юлией Бацыной о задачах экологического просвещения, экологической культуре и о том, что мы с вами можем сделать для благополучия окружающей среды.
----------------
Почему сегодня невозможно без экологического просвещения? Каковы сейчас самые приоритетные задачи экологического просвещения?
Экологические проблемы в наше время множатся день ото дня. И замечают это уже не только ученые, но и обычные люди. Отходы высокими темпами колонизируют жизненное пространство, меняется климат, учащаются стихийные бедствия, растет нехватка воды и продовольствия.
Все эти проблемы вызваны нехваткой у общества знаний в области экологии. Часто сталкиваюсь с таким мнением, что эта наука является чем-то необязательным или второстепенным, как рюша на платье.
В решении экологических проблем экопросвещение играет ключевую роль. Его первостепенная задача – это передача экологических знаний, распространение экологической культуры и экологической информации.
Экологические знания сейчас особенно важны для тех, кто принимает решения и занимается созидающим трудом — предпринимателям, руководителям добывающих и перерабатывающих компаний, чиновникам, инженерам, экономистам, архитекторам, дизайнерам и т.п.
Применение экологических знаний на практике создает экологическую культуру: на любом рабочем месте и в любой отрасли экономики на первом месте стоит создание здоровой окружающей среды.
Главным становятся не прибыль и продажи, а экологичность, отсутствие вреда природе.
Распространение знаний и экологической культуры возможно только при свободном и открытом доступе к экологической информации.
Сейчас экологическая повестка в России явно обозначена только в виде проблемы отходов и отдельных разговоров об изменении климата, лесных пожарах и бездомных животных. Между тем, она гораздо шире и глубже, поэтому экологические проблемы решаются у нас со скрипом или не решаются вовсе, а зеленые технологии находятся в зачаточном состоянии.
Мы с командой работаем сейчас над экологическим медиа проектом, который недавно представили на форуме «Сильные идеи для нового времени». Он пройдет летом 2022 под руководством Агентства стратегических инициатив и Фонда Росконгресс. На конкурс мы выставили проект экологического информационно-аналитического онлайн канала.
Экологический онлайн-канал — это возможность собрать в одном месте и транслировать всю информацию по экологической повестке:
— о возникающих и существующих экологических проблемах и их решении,
— об имеющихся экологических разработках и научных исследованиях в этой области,
— о предлагаемых наукой решениях для той или иной отрасли экономики, причем не только в России, но и за рубежом.
Канал рассказывает о трендах экоразвития, о буднях эко-предпринимательства и эко-законодательства, предлагает аналитику по экологическим проблемам, разработкам и зеленым инвестициям; обучает зеленому инвестированию, экологичному образу жизни и т.п.
----------------
Что восполняет и что получает современное общество с помощью просветительской деятельности?
Просветительская деятельность восполняет недостаток знаний и культуры. Экологическое просвещение восполняет недостаток знаний об окружающем мире, устройстве жизни на нашей планете. Недостаток этих знаний породил нынешнюю экологическую нестабильность. А восполнение этого недостатка с помощью просвещения позволяет ее преодолеть.
----------------
Какие нужные человеческие ресурсы, навыки и знания, чтобы экопросвещение приносило результаты? Чему мы хотим научить других и научиться самим?
Сегодня мы вынуждены констатировать, что результаты результаты экопросвещения равны нулю. Несмотря на обилие экологических инициатив, состояние окружающей среды продолжает ухудшаться с невероятной скоростью.
Это говорит о том, что с экопросвещением явно что-то не так.
Если говорить начистоту, то нынешняя экологическая риторика с ее призывами любить, беречь, охранять и спасать природу, планету и климат, изжила себя.
Океан эмоций и ни капли здравого смысла – так можно описать нынешнюю экологическую риторику. Чего в ней только не намешано: и природа, и планета, и окружающая среда, и экология, и климат. И все это нас призывают любить, охранять, беречь и спасать. А надо ли?
На любви к природе воспитано не одно поколение людей в нашей стране. Но пока одни, воспитанные на любви к природе, спасают уссурийских тигров и белых носорогов от уничтожения, другие, тоже воспитанные на любви к природе, отравляют Байкал промышленными отходами, вырубают и распродают тайгу, строят мусоросжигательные заводы.
Последние десятилетия человечество активно работает над устойчивым развитием:
В 1972 г. в ООН была создана специальная программа по защите окружающей среды. Ее ежегодный бюджет последние 3 года составляет 100 миллионов долларов.
За последние 50 лет в мире появилось огромное количество экологических организаций, открылось множество экологических фондов, выделяются специальные гранты на экологические исследования.
Однако экологических проблем меньше не становится. Более того, они теперь не просто нас окружают, они живут внутри нас. Мы ими дышим, их обоняем и осязаем.
Настало время для нового экологического нарратива. Нового подхода к взаимодействию с природой. Пора перестать относится к природе, как беспомощному существу, которое надо оберегать и спасать. Природа – это огромный мир с мириадами живых существ, живущих по своим законам, соблюдающих определенные правила взаимодействия и работающих по определенным процессам и механизмам, которые обеспечивают сохранность каждого из них и их сообществ – экосистем – на протяжении миллиардов лет.
Мы, люди, новички в этом огромном мире и поэтому просто обязаны выучить законы этого мира и соблюдать их. Иначе не выживем. А экопросвещение нам в этом поможет.
----------------
Есть какая-то роль в экологическом образовании у школ? А что ложится на плечи родителей? Кто на самом деле должен этим заниматься?
Экологическое образование необходимо всем, везде и всюду: от воспитателей детского сада до академии Генштаба. Ошибочно полагать, что экологическое образование – это удел школ и родителей. Что школа действительно может сделать, так это сформировать у ребенка объективное представление об устройстве природы, месте человека в ней, его влиянии на окружающую среду, чтобы юный землянин понимал, какого его место в глобальной экосистеме и как ему нужно планировать свою жизнь, чтобы развиваться вместе с миром живого нашей планеты, а не навредить ему.
Родители своим примером могут показать, как это осуществить на практике, поэтому им тоже необходимо базовое экологическое образование, чтобы они могли передать навыки базового экологического поведения своим детям.
Экологическое образование нужно и специалистам созидающих профессий (дизайнерам, инженерам, предпринимателям), и финансистам, и экономистам.
Скажу больше, экологическое образование – это не довесок к существующей системе образования. В ближайшем будущем экологические знания станут основой, на которой будет построено новое просвещение. Это новое просвещение даст ученикам начального и студентам среднего и высшего образования системное представление о мире, в котором им предстоит жить, творить и работать. Все навыки профессиональное деятельности, методики построения процессов и взаимодействия будут основаны именно на этом, системном представлении мира.
----------------
Что уже делают коллеги за рубежом?
Коллеги за рубежом делают важное дело, оно называется биомимикрия. В этом году ему исполняется 25 лет. Именно столько прошло с 1997 года, когда в свет вышла книга американского биолога Жанин Беньюс «Биомимикрия: новации, вдохновленные природой».
В 2006 г. она основала некоммерческую организацию «Институт биомимикрии», который занимается поддержкой инженерных и дизайнерских проектов, вдохновленных живыми системами.
За два с лишним десятилетия существования биомимикрии в мире сложилась глобальная сеть биомимикристов, представителем которой я являюсь.
Биомимикрия — это новый способ восприятия природы. Биомимикрия не изучает природу, а говорит о том, чему и как мы можем у природы научиться. Она меняет наше отношение к природе с потребительского на ученическое. Учась у природы, мы получаем доступ к необъятной живой библиотеке природных технологий.
Организмы и экосистемы на протяжении эволюции сталкивались и продолжают сталкиваться с теми же проблемами, что и мы, люди, с одной лишь разницей: они решают эти проблемы экологично: экономя ресурсы и не вредя окружающей среде.
Бытовая или научная, техническая или творческая, экономическая или государственная – какой бы ни была задача, с которой сталкивается человек, в природе уже есть для нее решение. Как минимум один из более 10 миллионов живых существ уже сталкивался с подобной проблемой и разработал для нее хорошо адаптированное и эффективное решение.
Множество компаний по всему миру стали выделять огромные средства на исследования биомимикрии, осознав тот факт, что природный дизайн означает не только эффективность и экономичность разработок, но и экологичные принципы функционирования.
Не надо изобретать велосипед в поисках устойчивых решений. Целесообразнее использовать биологические схемы, которые уже опробованы в ходе эволюции, чтобы быстрее запускать новаторские идеи.
----------------
Какой вклад сегодня могу сделать лично я? С чего начинать?
Личный вклад каждого важен. С чего начать, зависит от того, какими ресурсами и в каком объеме вы обладаете. Наибольшее влияние на экологическую ситуацию оказывают владельцы крупных финансовых и организационных ресурсов. Но если вы ими не обладаете, не беда. Есть масса других способов стать экологическим инфлюэнсером и сделать наш мир экологичнее.
Определиться с траекторией движения к экологичности вам поможет экологическая информация. Окунитесь в нее, создав себе персональный эко-стрим, и вы поймете, с чем вам начинать.
----------------
Если у вас появились вопросы к Юлии — вы всегда можете задать их на Кью и призвать её к ответу.