А в конце прошлой недели вышло программное интервью Валерия Фалькова в Коммерсанте (
https://www.kommersant.ru/doc/5381815). Программное на то и программное, чтобы подсветить важные тезисы и темы, которые будут в новой повестке Минобрнауки.
Пара тезисов от министра и пара мыслей от меня
📍 Будут и бакалавриат, и магистратура. Но не нужно искусственно зажимать возможность развития специалитета и создавать преимущества бакалавриату и магистратуре. Надо дать возможность индустрии самой вместе с университетами определить, какая форма наиболее востребована
📍 По ряду направлений специалитет должен быть в приоритете. Например, подготовка врачей, инженеров. Плюс новые сложные направления — медицинская микробиология, фундаментальная и синтетическая биология, специальные химические технологии
📍 Появится конкретный перечень, который закрепит, по каким направлениям можно поступать в любую магистратуру, а по каким — только на схожую область
📍 Задача — дать возможность для более оперативного взаимодействия вузов с индустрией. От экономики с очевидностью исходит запрос на гибкость образовательных программ и форматов обучения. Надо делать более гибкие программы
Мои мысли
📌 «Уникальная» модель высшего образования – голый тезис, в основе которого сейчас ничего не лежит. Вероятно, что её можно создать, но пока непонятно есть ли конкретные идеи
📌 Возвращение специалитета – не уникальный путь, скорее возврат к прошлому. Желание дольше учить в целом противоречит (в части профессий) динамике и потребностям рынка и общества
📌 «Гибкие программы» - пока тоже голый тезис, но если говорить про создание «уникальной» модели, то это больше похоже на правильный путь
📌 Высшее образование и правда должно стать более гибким, предлагая разные форматы и длительность обучения, исходя из запросов студента, экономики, предприятия.
📌 Возможно, многоступенчатость и вариативность гибких программ сможет реализовать концепцию Lifelong learning в вузах
А вы что думаете об «уникальной» модели высшего образования?