Разбираем этот интереснейший вопрос вместе с командой EdMe! Начнём с того, что такое образовательный менеджмент. Образовательный менеджмент – это управление, в основе которого лежат субъект-субъектные отношения, направленные с помощью совокупности методов, средств, приемов и принципов на достижение целей образования. А теперь разберём подробнее и простым языком! Образовательный менеджмент в современный период представляет собой развивающуюся науку, которая базируется на теории менеджмента и теории систем, теории управления социальными объектами. При этом многие авторы применяют к образованию общие принципы теории управления, рассматривая образовательную систему как социальную, что представляется нам недостаточным. Выделение системных закономерностей наряду с учетом особенностей образовательной системы и определение задач, функций и принципов образовательного менеджмента на этой основе видится перспективной задачей образовательного менеджмента. Что касается функций менеджмента и образовательного менеджмента, они имеют определённую схожесть. И там, и там есть функции планирования, управления, организации, мотивации и контроля.
Обеспечить способы, средства для всех участников педагогического процесса, удовлетворять эти потребности, формирование целей, систематическая работа с управленческими и педагогическими кадрами – всё это является основными задачами менеджмента в образовании. Поясним подробнее каждую задачу.
1) Все члены педагогического коллектива четко должны выполнять работу в соответствии с делегированными ими обязанностями и планом.
2) Выбор цели - это исходная позиция, первый этап управления, его творческая составная часть. По источнику и способу образования цели могут быть внутренними, формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне.
3) Информационно-аналитическая задача, суть которой состоит в систематической работе с управленческими и педагогическими кадрами.
Таким образом, менеджмент в образовании играет важную роль в развитии существующей системы, получении новых способов и методов работы, а также в эффективном применении и повышении результатов работы. Совокупность и использование принципов и методов менеджмента со спецификой образовательной системы позволяет более эффективно выполнять основные задачи образовательного процесса, что в свою очередь благотворно влияет на уровень развития каждой личности и современного общества в целом.