Домашнее задание исходит от поставленной задачи. В большинстве случаев домашние задания дают те преподаватели, которым не хватает урочного времени, а стало быть, созревает необходимость в покушении на свободное время учащегося. Но так как вопрос не о рациональном расходе урочного времени, я бы рискнул предположить, что домашние задания учащийся может задать себе и сам, с не меньшим успехом. Скажем, домашним заданием может себя развлечь учащийся, интересующийся конкретной темой и связывающий с ней свой интерес. Пусть бы они носили сугубо рекомендательных характер, как то: Хочешь освоить тему лучше? Вот возьми текст, начитай его на диктофон своего устройства, а затем напиши его, слушая и не заглядывая в источник. Это по грамотности родного или иностранного языка. А затем сравни с исходным текстом. Вот вам и задание и возможность проверить себя. Но это касаемо грамотности письма. Пофантазировать можно на любые темы. Как я решил эту проблему для своего предмета? Легко! На уроке контекстного чтения по-английски (где словарь отдыхает на пятой полке антресолей) я, скажем, объясняю, как набирать словарный запас без словаря. Затем мой студент уже может применять этот навык в самостоятельном режиме, получая удовольствие от полезного художественного чтива и одновременно выращивая словарные активы без словарей, которые долговременная память совсем не любит и при их открывании закрывается. Это как "отгадывание" кроссвордов путем переписывания ответов в пустые клетки. Далее, еще один способ, который я внедрил еще в 2006 - это речевой тренажер, который взращивает мышление по-английски путем особой последовательности фраз, которые человек голосом произносит по-английски, увидев изначально на дисплее русский текст, после чего пауза, отведенная для произнесения заканчивается, а студент видит фразу во весь экран уже на английском языке и слышит ее звучание, соответственно, проверяя сказанное самостоятельно. А дело в том, что главное - отсутствие рядом контроля преподавателя - компенсируется специальной последовательностью подачи фраз. Не знаешь, где учащийся сделает ошибку? Спровоцируй ошибку, зная, где она чаще всего делается большинством студентов на очных занятиях. И я решил использовать ошибки, провоцируя их совершение, а в следующей фразе, где структура была уже более на слуху, приходило прозрение студента, совершившего ошибку. Тут следует сказать, что далеко не каждый преподаватель обладает самодостаточным опытом, позволяющим прогнозировать мышление среднестатистического студента. Но думать мозгами студента, прогнозируя типичные ошибки и хитро используя их для избавления от них же. - ошибок - способен сделать даже мало-мальски обремененный опытом учитель. Какой бы ни был предмет. Тренажер QS в моем случае до сих пор делает самостоятельными студентов, а те растут в самопроверке! Ведь повторяя тренируемые фразы голосом преподавателя, студент ни на грамм не приближается к возможности импровизировать подобными целями высказывания в речи и так в большинстве случаев и остается зрителем в первом ряду на концерте виртуозов, если никто не предложит ему выйти на сцену и проявить самостоятельность! И это болезнь сегодняшней школы (включая общеобразовательные, вузы и т. п. курсы).
Если совсем откровенно , я субъективно ненавижу домашние задания за их посягательство на внеурочное время, которым преподаватель не сумел воспользоваться для закрепления навыка. Поэтому изобретайте, и ЭВМ Вам в помощь, дорогие тренеры, преподы и учителя! Чтобы меньше и эффективнее работать с лучшим выхлопом КПД, чтобы не терять время на ретроградную привычку воровать время студента, предназначенне для отдыха и переосмысления, а также для того, чтобы не давать домашних заданий ради домашних заданий, работайте так, чтобы студент даже без домашних заданий обретал навык, а не пустое знание и помпезный объем рабочей загрузки. Ведь больше всех работает тот, кто не умеет делать это скорейшим образом с максимальной эффективностью. Времени людей не жалко? Цените их время как своё собственное. И будет вам счастье в безлимитном режиме - в форме меньших энергозатрат и благодарных подопечных! Аминь.