Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Юрист, автор блога «Обратно на юрфак»  · 6 окт 2021

Заведение выигрывает всегда

Меня перевели с платного на бюджет на втором курсе, и после этого я каждый семестр участвовал в конкурсе на повышенную стипендию - в номинации «за научные достижения».
Участвовал порой в ущерб качеству своих работ, потому что очень хотелось пройти в конкурсе, стать лучшим на юрфаке по числу публикаций. Писал без огромного удовольствия от процесса, о чем сейчас сильно сожалею.
Первые шаги в студенческой науке под чутким руководством наставника так и остались в моей памяти как лучшее время в университете. Потому что просто было интересно писать, размышлять и обсуждать это с тем, кто готов подсказать и объяснить, кто знает больше и видит дальше.
Потом уже к 3-4 курсу это превратилось в гонку и соперничество с другими студентами. Уже сейчас я понимаю, что в пылу борьбы был грубым, конфликтным и местами завистливым. Как модно нынче говорить - был токсичным.
Лишь в магистратуре мне хватило ума сопоставить расходы на публикации и доходы от повышенной стипендии. Отчасти потому, что лишь на 3 и 4 курсе стипендия была действительно внушительной:
в 2014-2016 гг. она последовательно росла с 7 до 10,5 тысяч рублей, что по тем временам позволяло себе особо ни в чем не отказывать.
В магистратуре стипендия стала значительно меньше, но я перестал остро нуждаться в деньгах и в один прекрасный момент пришло озарение, что на самом деле выигрывает заведение, а не игрок. Потому что цена нашей победы в действительности измеряется не деньгами, а ощущением счастья от того, что ты делаешь. Возможностью общаться с теми, кто тебе дорог и с кем по-настоящему интересно.
Оценивая все исключительно с точки зрения здесь и сейчас, с точки зрения краткосрочной перспективы, я потерял очень многое. И на самом деле куда больше проиграл, чем выиграл. В угоду желанию быть лучшим, мнимому престижу и деньгам, которые так же бездарно растратил, как и заработал.
Стимулируя студентов, вуз создаёт себе показатели публикационной активности, инфоповоды в случае побед студентов на олимпиадах и конференциях. И к сожалению, зачастую стимулирует не качество исследований, а тщеславие и корысть студента, которому с каждым разом хочется всё больше и больше.
Увы, в этих условиях студент не хочет обсуждать свои идеи, потому что видит в каждом себе конкурента. Ни о каком конструктивном объединении студентов в таких реалиях и речи быть не может. Отдельные кучки по 2-3 человека, открыто или негласно воюющие между собой.
Я вспоминаю всё это, и на ум мне приходят аналогии с лотереями, ставками на спорт, бесчисленными профессиональными конкурсами а-ля «вахтёр года» и прочими ярмарками тщеславия.
В конце любой игры наибольшую выгоду получает именно заведение, потому что в отличие от участников оно получает выгоду всегда. Оно не может проиграть, потому что именно оно устанавливает правила и изменяет их. Именно оно делится маленьким кусочком выигрыша, чтобы вызвать жгучее желание каждого игрока стать тем самым, единственным и неповторимым, победителем. Подарить надежду на то, что выиграть реально.
Заведение выигрывает всегда. Поэтому важно понять, какова цена победы. Когда стоит выйти из игры и стоит ли в ней участвовать вообще.
Чтобы остаться человеком. Чтобы сохранить в себе любовь к тому, что ты делаешь, и к людям, которые тебя окружают.
опубликовано на канале блога
«Обратно на юрфак» по ссылке:
#обратнонаюрфак
Образование+4
С удовольствием прочитала и себя узнала) Как говорил герой Аль Пачино в «Адвокате дьявола»: «Тщеславие — мой... Читать дальше
@Ольга Костина, идеи есть)
Рассказываю:
Нужен мост между студентом и работодателем, доступный в два клика.
Прекрасно осознаю, что из современных профессий в юриспруденции возможно наибольший разрыв между теорией и практикой, но причиной его является в том числе и нередко существующая изоляция вузов и работодателей друг от друга.
Студенту нужен шанс быть услышанным и увиденным работодателем.
Работодателю нужен шанс увидеть на деле, как мыслит и рассуждает потенциальный работник.
И шанс этот должен быть в открытом доступе, чтобы можно было в 2 клика увидеть и услышать друг друга.
Как вариант, можно создать на сайтах вузов открытый портал студенческих работ.
Это мотивирует студентов более ответственно писать работы, ведь их могут прочитать работодатели. В том числе избегая «накрутки» оригинальности, рерайтинга и прочих сомнительных операций с текстом.
В свою очередь работодатель, отбирая с помощью поиска отрасли права и темы, может почитать работы тех, кто проводит исследования в интересующих работодателя направлениях. Может написать комментарий, связаться со студентами, дать обратную связь.
Такой механизм создаёт шанс, что студент не будет писать статью, курсовую и диплом, следуя мотиву «лишь бы сдать и забыть», а будет писать и ждать комментариев от практиков и опытных исследователей.
А те, в свою очередь, укажут студенту на допущенные неточности и ошибки, чтобы в будущем этот же студент больше соответствовал их ожиданиям от потенциального аспиранта/работника/др.
И не обязательно работодатель = практик. Это может быть исследовательский центр, который ищет себе будущих научных сотрудников.
Описанный путь решения проблемы тоже не идеален, и воплотить его на практике сложно. Но имеет право на существование, поскольку потенциально заставит студентов думать на более долгосрочную перспективу, а самое главное - будет чуть ближе к балансу выгоды «заведения» и «игроков», и создаст импульс для качественного развития студенческих исследований.