Запрет на двойное гражданство чиновникам, прописанный в Конституции РФ, не безграничен. Если почитать Конституцию РФ в текущей редакции и попытаться систематизировать все случаи запретов на двойное гражданство чиновников, то получится следующая ситуация. Двойное гражданство не должны иметь:
1) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); например, губернатор (ст. 77);
2) руководитель федерального государственного органа; например, руководитель Федеральной антимонопольной службы, или Роспотребнадзора (ст. 78);
3) Президент РФ (ст. 81);
4) Сенатор РФ (ст. 95);
5) Депутат Госдумы РФ (ст. 97);
6) Уполномоченный по правам человека (ст. 102);
7) Председатель Правительства РФ (ст. 110);
8) Заместитель Председателя Правительства РФ (ст. 110);
9) федеральный министр (ст. 110);
10) руководитель федерального органа исполнительной власти (ст. 110);
11) судья (ст. 119);
12) прокурор (ст. 129).
Во всех остальных случаях согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ вопрос ограничений, связанных с двойным гражданством, решается на уровне федерального закона, либо международного договора. А федеральный закон может отдать этот вопрос на откуп указу Президента РФ.
Так, например, согласно Федеральному закону от 30 апреля 2021 г. № 116-ФЗ с 1 июля 2021 года государственные и муниципальные служащие, а также военнослужащие по общему правилу не вправе иметь двойное гражданство. Обратите внимание, что про них в Конституции РФ ничего не сказано, а потому запреты для них могут налагаться и сниматься федеральными законами в частности.
Так согласно ст. 26 Федерального закона от 30 апреля 2021 г. № 116-ФЗ гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях в порядке, определенном Президентом Российской Федерации, может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.
Как раз этот порядок и определяется Указом Президента РФ.
Поэтому Ваш вопрос является достаточно провокационным, т.к. безусловно приоритет имеет Конституция РФ, но надо чётко понимать какие положения она в себе содержит. Как видите при детальном разборе выясняется, что запрет на двойное гражданство в Конституции РФ прописан только для высших чиновников, депутатов, судей и прокуроров.
Таким образом, официальный ответ Пескова о том, что Указ Президента РФ касается узкого количества чиновников, в общем-то корректен. Это действительно так.
По поводу самих правок и их легальности скажу так. Согласно ст. 135 Конституции РФ положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Согласно Постановлению ЦИК РФ от 3 июля 2020 г. N 256/1888-7 в общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, состоявшемся 1 июля 2020 года, приняли участие 74 114 217 граждан Российской Федерации. На вынесенный на общероссийское голосование вопрос "Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?" ответили "Да" 57 747 288 граждан Российской Федерации, что составляет 77,92 процента от числа граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании.
Таким образом, я не считаю внесения изменений в Конституцию РФ принятыми в обход установленной самой Конституцией РФ процедуры. Формально процедура была соблюдена.