Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
- Куратор сообщества «Юриспруденция» - Публицист...  · 12 февр 2022

Наш эксперт вернулся на юрфак - история, за которой следует наблюдать.

Совсем недавно мы писали о том, что упустили на юрфаке.
У каждого получился свой уникальный набор упущенных и приобретенных возможностей.
Однако не всё так безвозвратно, как могло бы показаться на первый взгляд. В одну реку дважды, оказывается, можно.
Наш эксперт, Владимир Потницев взял на себя ответственную миссию - перепройти всё то, что изучали на юрфаке заново самостоятельно.
Пока вы желаете ему стойкости и самодисциплины, мы решили распросить том, какие у него мысли об образовании в России и что стало мотивом к такому смелому поступку - начать освоение программы заново.
  • Каким было самое яркое впечатление от поступления на юридический?
В первые же дни огромный восторг от того, что я наконец-то погрузился в плоскость гуманитарных наук: я никогда не блистал на в точных науках, и без особого энтузиазма посещал занятия по физике и информатике. Позднее уже, правда, осознал огромный потенциал информатики.
Ещё одним ярким впечатлением было разнообразие преподавателей и их подходов к обучению. Причем, например, по экономической теории лекции вел профессор старой школы, а семинары - молодой практик. И этот контраст во всех смыслах делал обучение очень интересным.
  • Когда ты пошел практиковаться, было ли ощущение, что знания, получаемые на юридическом факультете, не так сильно актуальны для применения на практике?
Первое ощущение было именно таким, и я слишком поспешно в тот момент разочаровался в системе образования. Уже потом, после 2-3 лет практики, когда я перечитал некоторые конспекты по отраслевым предметам - оказалось, что нам давали очень хорошую базу.
Я вижу основную проблему в том, что студенты не могут в своей голове соединить нормы права с жизнью, и это можно решить только работой на практике. Когда мы учимся, у нас не возникает действительно нужных вопросов, на которые мы можем получить очень дельные ответы - а потом уже, когда у нас на практике эти самые вопросы возникают, задавать их наставникам поздно.
  • В чем тогда главное заблуждение студентов?
В том, что если ходить на все занятия и выполнять все задания на “отлично”, то успех в профессии гарантирован. За пределами университета, “во взрослой жизни”, нет пятерок и двоек, а любые знания и навыки имеют вполне определенный срок годности. Законодательство меняется, профессия тоже.
  • Если бы вошло в норму делать gap year между школой и поступлением в ВУЗ, это сделало бы подход к выбору профессии более осознанным?
Однозначно “ДА!”, но вопрос в том, как конкретно взятый человек проведет свой gap year. Если человек за это время поживет отдельно от родителей, попробует полностью или хотя бы в значительной части зарабатывать себе на жизнь сам - то такой опыт однозначно подскажет человеку, куда идти дальше. Если человек за это время просто пролежит дома на диване с телефоном в руках - вряд ли что-то серьезно изменится.
  • Почему ты принял решение заново самостоятельно пройти учебную программу?
Пришло осознание того, что многое было упущено в студенческие годы и что на многие действительно важные профессиональные вопросы я теперь могу найти ответы только сам, без подсказок наставников. Работа на практике дала понимание того, на что действительно нужно сделать упор в обучении и как учиться так, чтобы получать информацию, которую можно применять для решения конкретных задач.
  • Расскажи, как изменились твои представления об обучении?
Кардинально.
Окажись я сейчас снова на первом курсе, нашёл бы любую возможность в свободное от учебы время подрабатывать на практике или хотя бы стажироваться на общественных началах. Записывал бы по каждой интересующей теме вопросы и задавал бы их преподавателям на занятиях. Готовился бы к каждому занятию, как к экзамену, чтобы иметь к сессии полноценную подготовку по всему предмету, а не учить всё и сразу в ночь перед экзаменом. Составлял бы проекты документов и консультаций, а затем просил бы преподавателей их проверить и дать свой отзыв. Занимался бы более интенсивно студенческой наукой и просил бы дать обратную связь состоявшихся исследователей по данному направлению.
  • Что бы ты сам добавил в образовательные программы?
Могу сказать точно одно - есть огромный недостаток в том, что на большинстве юрфаков студенты мало работают с документами и отсутствует дисциплина “юридическое письмо”. Вчерашний студент не может быть сразу готовым работником, если не работал с документами каждый день в период своего четырех- или шестилетнего обучения на юрфаке.
  • Какая у тебя глобальная цель от того, что ты решился заново освоить программу ?
Получить максимум от процесса самообучения, делиться своими наработками со всеми желающими и получать обратную связь от тех, кто лучше меня разобрался в той или иной теме.
Кто знает, может быть спустя время наши коллективные наработки выступят идейной основой для того, чтобы изменить систему юридического образования к лучшему.
Подробно узнать о том, как проходят учебные будни добровольно объявившего себя студентом эксперта можно будет в блоге "Обратно на юрфак", а также на ЯндексКью.
Первый пост, в котором Владимир начал рассказывать вам о том, как всё проходит, можно прочитать здесь на Кью.
Юриспруденция