У каждого получился свой уникальный набор упущенных и приобретенных возможностей.
Однако не всё так безвозвратно, как могло бы показаться на первый взгляд. В одну реку дважды, оказывается, можно.
Наш эксперт, Владимир Потницеввзял на себя ответственную миссию - перепройти всё то, что изучали на юрфаке заново самостоятельно.
Пока вы желаете ему стойкости и самодисциплины, мы решили распросить том, какие у него мысли об образовании в России и что стало мотивом к такому смелому поступку - начать освоение программы заново.
Каким было самое яркое впечатление от поступления на юридический?
В первые же дни огромный восторг от того, что я наконец-то погрузился в плоскость гуманитарных наук: я никогда не блистал на в точных науках, и без особого энтузиазма посещал занятия по физике и информатике. Позднее уже, правда, осознал огромный потенциал информатики.
Ещё одним ярким впечатлением было разнообразие преподавателей и их подходов к обучению. Причем, например, по экономической теории лекции вел профессор старой школы, а семинары - молодой практик. И этот контраст во всех смыслах делал обучение очень интересным.
Когда ты пошел практиковаться, было ли ощущение, что знания, получаемые на юридическом факультете, не так сильно актуальны для применения на практике?
Первое ощущение было именно таким, и я слишком поспешно в тот момент разочаровался в системе образования. Уже потом, после 2-3 лет практики, когда я перечитал некоторые конспекты по отраслевым предметам - оказалось, что нам давали очень хорошую базу.
Я вижу основную проблему в том, что студенты не могут в своей голове соединить нормы права с жизнью, и это можно решить только работой на практике. Когда мы учимся, у нас не возникает действительно нужных вопросов, на которые мы можем получить очень дельные ответы - а потом уже, когда у нас на практике эти самые вопросы возникают, задавать их наставникам поздно.
В чем тогда главное заблуждение студентов?
В том, что если ходить на все занятия и выполнять все задания на “отлично”, то успех в профессии гарантирован. За пределами университета, “во взрослой жизни”, нет пятерок и двоек, а любые знания и навыки имеют вполне определенный срок годности. Законодательство меняется, профессия тоже.
Если бы вошло в норму делать gap year между школой и поступлением в ВУЗ, это сделало бы подход к выбору профессии более осознанным?
Однозначно “ДА!”, но вопрос в том, как конкретно взятый человек проведет свой gap year. Если человек за это время поживет отдельно от родителей, попробует полностью или хотя бы в значительной части зарабатывать себе на жизнь сам - то такой опыт однозначно подскажет человеку, куда идти дальше. Если человек за это время просто пролежит дома на диване с телефоном в руках - вряд ли что-то серьезно изменится.
Почему ты принял решение заново самостоятельно пройти учебную программу?
Пришло осознание того, что многое было упущено в студенческие годы и что на многие действительно важные профессиональные вопросы я теперь могу найти ответы только сам, без подсказок наставников. Работа на практике дала понимание того, на что действительно нужно сделать упор в обучении и как учиться так, чтобы получать информацию, которую можно применять для решения конкретных задач.
Расскажи, как изменились твои представления об обучении?
Кардинально.
Окажись я сейчас снова на первом курсе, нашёл бы любую возможность в свободное от учебы время подрабатывать на практике или хотя бы стажироваться на общественных началах. Записывал бы по каждой интересующей теме вопросы и задавал бы их преподавателям на занятиях. Готовился бы к каждому занятию, как к экзамену, чтобы иметь к сессии полноценную подготовку по всему предмету, а не учить всё и сразу в ночь перед экзаменом. Составлял бы проекты документов и консультаций, а затем просил бы преподавателей их проверить и дать свой отзыв. Занимался бы более интенсивно студенческой наукой и просил бы дать обратную связь состоявшихся исследователей по данному направлению.
Что бы ты сам добавил в образовательные программы?
Могу сказать точно одно - есть огромный недостаток в том, что на большинстве юрфаков студенты мало работают с документами и отсутствует дисциплина “юридическое письмо”. Вчерашний студент не может быть сразу готовым работником, если не работал с документами каждый день в период своего четырех- или шестилетнего обучения на юрфаке.
Какая у тебя глобальная цель от того, что ты решился заново освоить программу ?
Получить максимум от процесса самообучения, делиться своими наработками со всеми желающими и получать обратную связь от тех, кто лучше меня разобрался в той или иной теме.
Кто знает, может быть спустя время наши коллективные наработки выступят идейной основой для того, чтобы изменить систему юридического образования к лучшему.
Подробно узнать о том, как проходят учебные будни добровольно объявившего себя студентом эксперта можно будет в блоге "Обратно на юрфак", а также на ЯндексКью.
Первый пост, в котором Владимир начал рассказывать вам о том, как всё проходит, можно прочитать здесь на Кью.