Моё лучшее сочинение я написал на выпускном экзамене по литературе. Это были те времена, когда ЕГЭ только-только появлялся, поэтому в нашем выпуске намеренно разделили русский язык и литературу. Я писал сочинение по «Мастеру и Маргарите» Булгакова, где в первый и последний раз в школьной жизни я получил за него две пятёрки — за содержание и за орфографию. До этого стандартная оценка за мои сочинения строилась из цифр «3» и «4» в различных комбинациях. Худшее своё школьное сочинение, наверное, я уже не вспомню даже могу рассказать, почему. Дело в том, что мне на них было глубоко фиолетово. Я не видел смысла в том, чтобы писать хорошо и изливать душу на бумаге, когда эти мысли были неинтересны ни мне, ни учителю. Моё среднестатистическое сочинение по литературе строилось на абсолютном нигилизме с точки зрения его формы и содержания. Из стандартных шести тетрадных страниц три из них могло занимать вступление, полстраницы — основная часть, а две с половиной оставшихся — заключение. И мне было хорошо только от того факта, что я мог вылить туда ушат никому не нужной воды про то, какой прекрасный автор-классик поднял непростые вопросы и написал величайшее произведение, которое я де-факто мог даже и не прочитать, либо прочитать его в кратком пересказе. Выпускное же сочинение на 5/5 было в том числе и моим финальным средним пальцем напоследок всем, кто придумал эту систему со школьными сочинениями, а также доказательством самому себе, что, будь у меня побольше внутренней мотивации, я бы писал бы подобные работы хорошо. Юношеский максимализм, что поделать.
Собственно, я и сейчас считаю, что всю систему образования нужно переделывать под стремительно изменяющийся мир, а не пытаться натягивать сову на глобус, мучая школьников бесполезным бумагомаранием в строго заданных рамках. Гораздо интереснее, в моём понимании, было бы устраивать школьные дебаты на поднятые автором проблемы или готовить доклады по какому-то выбранному самим собою же произведению, пускай даже и классической русской литературы. Это было бы полезно ученикам с точки зрения развития их речи и опыта публичных выступлений, научило бы их искать подтверждение своим мыслям, высказывать их не в пустоту, а учиться пытаться их отстаивать перед своими же сверстниками, находя лучшие аргументы в их защиту. Более того, эти навыки сто процентов пригодились бы в современном мире, где ораторское искусство не менее важно, чем навык написания текста.