Был в девяностых (и до них) такой фильм "Семейка Адамс". Точнее - их было аж два.
Хулиганская подростково-семейная лента о том, что существует на свете обратная реальность, в которой хорошо - это плохо, а плохо - это хорошо. Страдания, смерть, пытки, убийства - это круто. Любовь, нежности, радость и веселье - это плохо. Эта антитеза разворачивалась первую половину фильма для развлечения.
Вторая же часть - где-то с момента свадьбы дяди Фестера и его страсти, - была пародией над оптимистическим реализмом, вскрытием гноя под слоем показной веселости элитных лагерей, шикарных вилл и солнечных дней, по ходу художественной операции оказывалось, что под внешней мрачностью семейки Аддамс скрывается настоящая любовь, а под маской мира оптимистических реалистов прячется измена, обман, убийство - и уже не для шутки.
Проще говоря, "Семейка Адамс" была социальной сатирой, а не просто комедией ужасов, высказыванием о праве жить не так, как все, гимном идеализму и попыткой посмотреть детским взглядом на ложь взрослых.
Сериал "Уэнсдей" лишает нас этой антитезы.
Социальная сатира отменяется. Особенность характера главной героине (кстати, играет она блестяще, временами совпадая с образом Кристины Риччи один в один), - это не шутка, не попытка разоблачить каких-то там пионервожатых и суть элитного лагеря, не возможность напомнить американцам о том, что они сделали с индейцами и не легкая усмешка над политиками.
Нет.
Все всерьез. Ортега, то есть Уэнсдей играет реальную психопатку, которая в первом же эпизоде лишает нескольких парней половых органов, за что ее отправляют в специальную школу.
В этой школе она делает все возможное, чтобы оскорбить, обидеть и оттолкнуть как можно большее количество друзей, что у нее должно получиться, но, по каким-то причинам, друзья не отталкиваются, а даже влюбляются в нее и готовы жертвовать за героиню жизнью.
Персонаж Ортеги неприятен, мерзок, у него нет второго дна почти до самого конца. Когда же нужно обеспечить сиквел - дно вскрывается. И вместо критики оптимистического реализма нам торжественно вручают торжество подросткового сентиментализма.
Это Уэнсдей плохая, а не мир. Это с ней не все в порядке. Это ей просто необходимо стать теплее, задружиться с людьми, поплакать, пообниматься, признать глобальное поражение своей философии и своей семьи, - мир вокруг нее прав. Надо танцевать на вечеринках, влюбляться и разбираться в своих чувствах. Этот фильм стоило бы назвать "победа сирен", - там есть такие герои с непонятными качествами .
Я не мог не посмотреть "Уэнсдей" на Нетфликсе, потому что Кристина Ричи - моя вообще самая любимая актриса (моя сверстница, в некотором роде я с ней взрослел) создала в "Семейке Адамс" образ такой мощи, что не поддаться очаровании комедии ужасов (именно комедии ужасов, а не пародии на ужасы, как "Очень страшное кино") было довольно сложно. Мне, как конечному пользователю продукта, пришлось бороться с двумя противоречивыми ожиданиями. Добрый Вадим с крылышками говорил "Дай им шанс, не все же они с прибабахом", подразумевая современное отношение кинематографа к ужасам и комедиям, а злой Вадим с трезубцем кричал "Они тебя убьют тоской и сентиментальностью!". Правы, как всегда, оказались оба, середина проехалась катком по истине, а смотреть этот сериал, все-таки, стоит, если Вы - не я.
Таким образом резко меняется восприятие образа. Если Кристина Ричи была жутким, но симпатичным подростком с мессенджем о праве на свое видение мира, то Ортега - это личность, которую постепенно будут подводить к отказу от своего видения мира. Отсюда ссоры с мамой, сложные отношения с отцом, деградация роли брата до эпизода. Если развеселые подруги в лагере были объектом социальной критики, то соседка-волчонок становится чуть ли не главным положительным героем фильма. Даже пилигримы, которые занимаются моббингом изгоя, получают право на внутренние рефлексии и улучшения.
Что такое - подростковый сентиментализм в искусстве?