Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Навсегда ничего не бывает.  · 25 мая 2023

XVI Чеховский книжный фестиваль в Таганроге.

XVI Чеховский книжный фестиваль в Таганроге посвящён в этом году трём знаменательным датам:
120 лет пьесе «Вишнёвый сад»;
100 лет со дня рождения поэта-песенника Михаила Танича;
90 летие памяти поэтессы Софии Парнок.  
Пока собиралась написать о фестивале, в сети появились уже заметки о нём. Вот адреса:
Чеховский книжный фестиваль
vk.com/chekhovfestival
Уже просмотрела все эти ссылки. Первая с программой фестиваля. Последние с его обсуждением.
Я расскажу о своих впечатлениях. Выбирала для себя три, по одному на каждый день. Традиционно - открытие (дочь каждый год обеспечивает пригласительным) и книжная ярмарка, а третьим – всегда планирую встречу непосредственно с каким-либо автором - нужно для этого выбрать. 
Вот о впечатлениях от трёх посещённых мероприятий и расскажу.
По традиции открытие проходит в театре имени А.П. Чехова. Открывает обычно мэр города и гости фестиваля от имени учредителей.
Что запомнилось? Наш новый мэр – совсем молодой человек, на вид - до сорока. Это радует. Запомнилась фраза из его выступления: «Знания и впечатления – это основа нашей повседневной жизни». Не поспоришь.
Из выступлений гостей запомнилось выступление А.В. Геласимова. Собственно, оно и помогло сделать выбор третьего мероприятия. Он интересно, совсем по-новому прокомментировал чеховскую фразу: Краткость - сестра таланта. Можно прочесть её как своеобразный вызов молодого Чехова: я талантлив, потому что могу писать кратко. А можно по-другому: краткость – всего лишь сестра таланта, а не сам талант, что, по мнению Геласимова, ближе скромному Чехову, который даже на общих фотографиях всегда стремился уйти куда-то в тень. А ещё понравилось само его отношение к фотографии вообще. Он внимательно изучает изображения авторов-абитуриентов, присылающих ему на суд свои рассказы и повести, пытаясь увидеть какую-либо связь с тем, чьи произведения читает, «почувствовать» его. У меня тоже так, я должна видеть и представлять того, с кем общаюсь. Пустые аватарки, котики-собачки, абстракции не рождают доверия к собеседнику. 
В общем, выбор пал на Геласимова. Но мероприятия с его участием «Чистый кайф» и русский рэп» уже состоялось утром до торжественного открытия, поэтому выбрала его совместную встречу с двумя другими гостями фестиваля: «Проект КУЛЬТБРИГАДА. Послевкусие на тонком уровне. Вячеслав Коновалов. Андрей Геласимов, Роман Косыгин».
Что ещё можно сказать об открытии? Скромно, без помпезности, абсолютно аполитично, без концертной части, которая была бы к месту, в связи с юбилеем Танича. Концертная часть была заменена выступлением Фроловой Елены Борисовны. Она исполняла свои новые музыкальные композиции (песнями их назвать язык не поворачивается) на стихи Парнок и Цветаевой.
Пока писала сегодня,слушала её ещё, и подумала, что знаю человека, кому, наверное, понравилось бы тоже. У неё особый стиль: минимальное количество используемых нот в музыкальной фразе с рефреном: повторяющаяся основная мысль используемого стихотворения на протяжении всей музыкальной композиции. Таганрожцы скромно аплодировали и недоуменно поглядывали друг на друга. А я мысленно благодарила своего далёкого визави за музыкальный ликбез. Вот нашла ссылку. Правда, это не совсем то, это прошлое, премьерных в Ютубе не нашла, но общее представление составить можно. 
Это был первый день. И сразу о последнем – о книжной ярмарке. АСТ, ЭКСМО, МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ из крупных издательств, РОСТОВСКИЕ ЗОРИ, ЛЕГИОН, МАГИСТР издательства Ростова-на-Дону. От книг для самых маленьких до… самых искушённых читателей. 
День второй – самый насыщенный по впечатлениям и … знаниям. Спасибо мэру за образ. Чтобы пополнить знания о выбранном для встречи, взяла две книги Геласимова, была уверена, что не знакома с его творчеством. Ан нет. В аннотации увидела знакомое название - «Как меня забанили этим летом». Читала в «Детском Времени». К тому же смотрела фильмы по его сценариям: «Дом на Озёрном» (сериал на Первом с Никитой Высоцким), «Жажда» (с Алексеем Гуськовым) и недавно прошедшим опять-таки на Первом «Нулевой пациент». Назывался ещё один фильм – «Мой любимый раздолбай», фильм не видела, но на руках были две книги: «Год обмана» (по ней как раз этот фильм) и «Рахиль». «Год обмана» прочла на одном дыхании, так как чувствовала ответственность: обещала девочкам из абонентского придумать какой-либо вопрос.
Встреча состоялась в конференц-зале ЦГПБ имени А.П. Чехова. Очень люблю это здание, практически занимающее (собственно, как и театр) весь квартал. Интересная деталь: здания театра и библиотеки находятся рядом, носят имя Чехова и разделены лишь небольшим Театральным сквером. Бывает, правда редко, поджидаю там свою дочь после работы. Когда здесь на КЬЮ слышу, о не читающей молодёжи, в памяти всплывает картинка: молодые люди с книгами в руках. Читают, бесятся, хохочут – всё успевают. В основном, это студенты приборостроительного. На встрече их было много. Наличие кураторов при них наводило на мысль, что пришли они на ЭТУ встречу не по своей воле. Исключаю, конечно, будущих журналистов из ТГПИ, те прибыли почти перед началом и шумно искали свободные места, заполняя пространство зала до аншлага…  Благодаря им, наверное, атмосфера встречи была живой, реагирующей на шутки или обращения ведущих. Впрочем, по-другому быть не могло. Личности на сцене – неординарные:
Коновалов Вячеслав Сергеевич, автор и ведущий платформы «КультБригада» на «Радио России», соучредитель и организатор фестиваля «Литература Тихоокеанской России» и пр.;
Косыгин Роман Анатольевич, заместитель директора издательства «Молодая гвардия», книжный продюсер, автор идеи и координатор проекта «Биографика»;
Геласимов Андрей Валерьевич, прозаик, сценарист, педагог, доцент кафедры литературного мастерства Лит института имени А.М. Горького.
Все трое говорили о новых подходах к литературному делу.
Коновалов В.С. – Так как в современном мире книга- и продукт продажи, и духовная пища, - должен существовать новый тип подхода к издательскому делу. Вся современная литература держится на отдельных личностях. Чаще всего это необычные люди, поэтому у них – необычные книги, а необычные книги требуют необычного оформления. Над одной книгой иногда работают до 15 творческих людей, объединённых в творческую бригаду. Чтобы книга, нашла путь к своему читателю, нужны книжные продюсеры.
Косыгин Р. А. – тот самый книжный продюсер. Его проект «Биографика» вырос из всем известной серии ЖЗЛ. Чтобы аудитории стало понятно, чем занимается продюсер, он рассказал о создании книги «Опасный путь через туман» о Юрии Клинских (Хой), создателе и лидере группы «Сектор Газа». Авторы её Ирина Клинских (дочь Хоя) и Роман Богославский.
В издательство поступила рукопись о «Шукшине XXI в музыке», в которой ясно прослеживалась философия жизни Хоя: «Я сочиняю и пою только то, что ХОЧУ сочинять и петь». Бригада Косыгина смогла уговорить двух авторов, живущих в Липецке (Богуславский) и в Воронеже (Клинских) объединить свои усилия. Получилась интересная форма книги – диалог. Основным рассказчиком стал Роман Богословский, который иногда передаёт слово Ирине, чтобы та рассказала о каких-то случаях, связанных с отцом, или о своих тогдашних и нынешних ощущениях от альбомов «Сектора Газа». https://yandex.ru/video/preview/6513395574988440014
Книга стала бестселлером. Сейчас идёт подготовительный этап к выходу киноверсии этой книги.
Геласимов А. В. рассказал о том, откуда берутся необычные авторы и возможно ли научить писать? Нельзя! Но можно помочь распуститься таланту. Главную свою задачу как педагога Геласимов видит в борьбе с клише. Рассказал о своём дипломнике, пришедшем к нему пять лет назад этаким Чингизом Айтматовым, а сегодня это совершенно самобытный киргизский писатель. Есть у Геласимова интересный приём. Он говорит своим подопечным, чтобы не разбивать сердца молодых авторов, что неудача – это неудача не автора, а текста. Не автор дурачок, а дурачок – текст. Замечательный, на мой взгляд, приём. Он, вообще, придерживается в своей работе философии сада, где каждая травинка обласкана садовником и достойна любования.
О культе лексики. Ненормативная лексика может быть характеристикой героев, но ни в коей мере не должна быть в обиходе самого автора.
Интересные формы его семинаров. Читая на следующий день его «Рахиль», увидела, что он вплёл в роман описание этих семинаров. В аудитории этот его рассказ вызвал живую реакцию.
Он предлагает своим студентам: «Давайте посадим гениев в сумасшедший дом. Только в палате должно быть только два человека. Кто логичнее объяснит, почему эти двое оказались вместе, тому зачёт». Представляю, что у него делается на семинарах, если наши зрители-студенты: и журналисты, и приборостроители - так оживились.
Сам Геласимов предложил Хемингуэя и Диккенса. Один, имея несколько любимых женщин в своей жизни, сумел сохранить тёплые отношения со всеми, другой остался один с 10-ю детьми, когда его бросила жена. Типа для обмена опытом 😊. Я, честно говоря, согласилась бы с героиней его романа: Хэма вообще не нужно было выпускать из сумасшедшего дома, пока бы он совсем не протрезвел…
 Во время обсуждения Геласимову были адресованы почти все вопросы (один только - Косыгину, о выходе фильма. Предположительно – 2023 году).
Студенты журфака о поступлении. Сказал, что теперь принимают и сразу после школы, требование 2-х летнего трудового стажа убрали. Главное – наличие творческих работ.
Потом девочка-ведущая подошла ко мне. Я-то уже хотела промолчать. Тема встречи в программке была обозначена как «послевкусие на тонком уровне». Отнесла эту фразу к творчеству. Об этом и спросила. Показалось, что его «Год обмана» близок философии абсурда Франсуазы Саган, только Саган спасение от абсурда называла «элегантным выживанием», а я спросила: каким бы словом охарактеризовать выживание его героев? Он, мне показалось, долго смотрел на меня, я занервничала: вдруг оборвёт, вопрос ведь не о его педагогической деятельности, а о творчестве, потом сказал: «Я думал… Хорошее определение у Саган, я с ним не знаком. Но думаю, я бы сказал - достойное». Навсегда покорил меня и своим молчанием, и ответом. Ещё одна точка соприкосновения: я тоже беру паузу перед тем, как ответить, мне нужно время на осмысление.
После ответа на мой вопрос посыпались вопросы уже и по творчеству. Больше всего по «Степным богам», хочу теперь почитать. Запомнилась история с повестью «Как меня забанили…» , написанной им от  лица 11-летней девочки, поэтому он применил лексический приём: дневниковая запись с орфографическими ошибками. Редактора исправили их все до единой. Когда ему на компьютер пришёл исправленный вариант, он схватился за голову и сразу стал звонить в редакцию 😊.
 Пора заканчивать на этой весёлой ноте. И без того рассказ получился очень подробным.
Приезжайте в следующем году. Знаете ведь: лучше один раз увидеть…   
Спасибо, это очень интересно!
Спасибо! Интересно, а кто- нибудь, кроме Вас и таганрогских СМИ, отреагировал на Чеховский фестиваль? В масштабах всей России? Не пробовали отследить?
Да нет, не пробовала. Для меня было важным не повториться, поэтому просмотрела только заметки очевидцев. 
Лариса! После прочитанного создалось впечатление, что побывала на Чеховском книжном фестивале. Исполнение Е. Фроловой песни "Я убаюкивала боль" послушала, понравилось! Спасибо!
@Людмила Тимофеева, рада, что Вам понравилось.