Понимание мотивации и целей учащихся при изучении иностранных языков является главной задачей преподавателя при знакомстве с учеником, так как определяет структуру и содержание будущего учебного процесса.
Мотивацию к изучению иностранных языков принято делить на инструментальную и интегративную, а также на внутреннюю и внешнюю.
Интегративная мотивация предполагает изучение иностранного языка из желания быть частью культуры, представители которой говорят на данном языке. Инструментальная подразумевает, что мотивация исходит из желания достичь посредством знания языка другой цели (переезд, повышение карьерных перспектив). Проводились исследования, результаты которых говорили о том, что интегративная мотивация является более сильной, так как учащиеся, подверженные ей, достигают больших успехов в изучении языка с большей скоростью. В связи с этим, определение соотношения этих двух типов в учащемся и дальнейшее взращивание интегративной мотивации представляют очень важными для итогового результата процесса обучения.
Возможные вопросы для определения наличия у учащегося этих двух типов мотиваций и их соотношения:
- Представьте, что вы владеете языком на желаемом уровне. Как знание иностранного языка поможет вам? Также возможны уточняющие: Планируете ли вы сдавать экзамен по иностранному языку? Необходим ли иностранный язык вам в работе?
- Что вы думаете/знаете/какие ассоциации вызывает у вас культура/страна изучаемого языка?
Теперь про вторую пару. Внутренняя мотивация исходит их личного желания учащегося овладеть иностранным языком, а также из интереса к изучению иностранных языков в целом. Внешняя - из внешних факторов, таких как желание получить выгоду от изучения языка (поступить в университет, получить более высокооплачиваемую работу) или избежать наказания (получить плохую оценку, быть уволенным). Исследования также показали, что внутренняя мотивация быстрее приводит учащихся к необходимым результатам, чем внешняя, поэтому повышение уровня внутренней мотивации является важной задачей преподавателя иностранного языка.
Возможные вопросы для определения наличия у учащегося этих двух типов мотиваций и их соотношения:
- Опишите свой опыт изучения иностранных языков в прошлом. Нравилось ли вам изучать язык? Что нравилось/не нравилось больше всего?
- Какую пользу принесет вам достижение необходимого уровня языковой компетенции?
По результатам общения с учеником, у преподавателя должно сложиться представление о паре мотиваций, преобладающих у учащегося, например, <интегративная и внутренняя>, <инструментальная и внешняя>. Данное знание не только поможет знающему специалисту правильно организовать учебный процесс для достижение максимального результата в минимальные сроки, но и покажет, как ему нужно действовать для работы над развитием мотивационной составляющей у конкретного учащегося в будущем.