В общем, не хочется давать очевидных советов про улыбку, про то, что нужно его хвалить за то, что у него получается, так как из этого сразу вытекает наш вопрос. Что же делать, если у вас не получается поддержать ученика?
Во-первых, важно понимать, что, скорее всего, он сам осознаёт свои успехи, и, очень часто, людьми это воспринимается как данность, в чем и заключается проблема. Например: ты хорошо разбираешься в математике, и тебя за это когда-то похвалили, после чего ты будешь думать: "Да, я и так это знаю, это простые вещи, их знают все" и все в таком духе. Независимо от этого, ученика нужно хвалить за любые его успехи, маленькие или большие, значимые или нет, потому что он сам будет слишком критично к себе относится.
Во-вторых, как бы это странно не звучало: иногда можно похвалить и за то, что у него что-то не получается. Самое главное — дать им понять, что ты видишь их старания и веришь в них, несмотря на их неудачи. Они сами очень тяжело и стрессово переживают какие-то свои ошибки, это очень заметно, когда говоришь им комплименты, на что ученики от них отказываются.
Однако, важно знать, что похвалы комплименты нужно органично вставлять, иначе они не сыграют большой роли. Что же надо делать? Отвечаю.
Хвалить надо сразу, во время того, как ученика что-то получается, и хвалить надо не за большое действие. Например: "У тебя хороший английский" — это плохая похвала. "Вот, видишь, у тебя хорошо получилось построить предложение" — это хорошая похвала, потому что, как я уже говорил выше, зачастую надо хвалить именно за маленькие действия. Маленький комплимент ведёт к большой радости.
Почему это так работает? Потому что, чем более абстрактно мы говорим, тем более кажется, как будто фраза дежурная и обобщенная, которую можно сказать любому ученику, без учета его особенностей.
Про что не стоит говорить?
- про внешние качества;
- про его обязанности.