Дело в том, что кинопроизводство нельзя оценить по одному лишь аспекту – в данном случае, компьютерной графике. Создание фильма – комплексный труд, и не всегда линейный к тому же.
Специальные эффекты состоят не только из компьютерной графики. Что-либо качественно прорисовать и посчитать – это даже не полдела. Для начала надо придумать. Это задача для художника концептуалиста. Он должен работать в связке с режиссером, сценаристом, оператором, художником-постановщиком. Опыта придумывания миров у российских кинематографистов практически нет, а значит результат придумывания, воплощенный в графике, может оказаться не таким, как планировали. Так продюсеры и творческая группа могут оказаться перед необходимостью масштабных переделок. Проще говоря, снять весомую часть фильма заново.
В бюджет голливудских фильмов всегда закладываются средства на переделки – досъём/пересъём, перерисовку и тд. У нас нет такой практики планирования, но это не значит, что не приходится переделывать. Приходится. Вылезая из запланированного бюджета.
Спецэффекты требуют тщательной проработки не только в плане визуала, но и хореографии, пиротехники, физики, чтобы всё сочеталось и выглядело максимально эффектно, но реалистично.
Масштабные специальные эффекты не существуют в отрыве от работы остальных цехов. Это как на автомобиль поставить мощный двигатель, не позаботившись о подвеске или аэродинамике. Раз это масштабный фильм, то у него должен быть соответствующий сценарий, а он стоит денег. Растягивается время подготовки к фильму. Это важнейший этап, которым у нас зачастую пренебрегают, либо в целях экономии, либо из-за какой-нибудь ещё спешки. Подготовка требует денег. То есть, съёмки ещё не начались, компьютерную графику ещё даже не думали рисовать, а средства уже вкладываются в проект десятками миллионов. И спецэффекты, компьютерная графика даже в самом сложнопостановочном фильме обычно составляют 40-60% бюджета, а не 80-90%.
Ну и так – всё. Если сложные спецэффекты, то они требуют большего времени для съёмок, больше съёмочных дней, больше занятость у дорогих актеров, даже если они играют не главную роль. Единственная радость – фильмы со спецэффектами зачастую снимаются в студийных помещениях на зеленом фоне, а значит группа не зависит от времени года и погоды, легче планировать.
Поэтому конструктор работает таким образом – тянешь за рычажки повышения количества и качества компьютерной графики, и растут все остальные расходы. Могут быть исключения, но для этого должно сойтись невероятное количество обстоятельств.
Так что можно сказать, бюджет "Комы" соответствует тому уровню графики, который мы увидели на экране.