КАК ОБЩАТЬСЯ С МЛАДЕНЦАМИ. РАЗБИРАЕМ ТАБЛИЦУ ЭЛЬКОНИНА
Период младенчества колеблется от рождения до года. Первое, что происходит с ребёнком - это кризис рождения.
Он заключается в переходе из утробного образа жизни ко внеутробному. Если говорить научным языком, то до момента рождения организм находится в гомогенной среде (монотонной, однотипной).
После же рождения среда меняется на гетерогенную (многостимульную, поливоздействующую). Проще говоря, у ребёнка меняются ощущения, образы перед глазами, способ дыхания и многие другие процессы жизнедеятельности.
Ведущая деятельность
Младенец никаким образом не приспособлен к нашему привычному миру. Он не может сам себя обслуживать (кушать, какать, переодеться, искупаться и т.д.).
Именно поэтому его ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное общение. Давайте разбираться, что это такое. Вот, перед вами младенец, вспомните, как он общается?
Говорить пока не умеет, ведь. Правильно! Общается он плачем, криком, различным выражением эмоций на лице, позже агуканьем, и, конечно же улыбкой😊. Всё это и есть непосредственно эмоциональное общение. По-другому младенец попросту не умеет.
Как реагировать взрослому?
Всё просто) отвечать тем же. Всё же, исходя из сформированного разума взрослого, будем говорить об исключительно позитивном мышлении, которое несомненно идёт на пользу не только ребёнку, но и самому взрослому.
Познание окружающей действительности
В период младенчества познавать мир ребёнок может только при помощи взрослых, потому что сам он пока ни на что не способен. Поэтому, важно иметь позитивные эмоции.
Ребёнок чувствует настроение мамы, прежде всего, всех окружающих, кто с ним взаимодействует и делает как бы выводы, на основе ощущений.
Если мама (или кто-то ещё из близких) общается с ребёнком в хорошем настроении, в спокойствии, младенец подсознательно, анализируя чувства, сам ощущает себя спокойно и счастливо. В противном случае, например, родитель в тревожном состоянии берёт на руки ребёнка или просто в таком состоянии с ним гуляет, младенец, в свою очередь будет нервничать (кричать, плакать, тревожиться).
В данном возрасте ребёнок является вашим отражением в зеркале и выдаёт ровно ту реакцию, которую получает от вас. Конечно мы учитываем те состояния, которые испытывает сам младенец, когда хочет кушать, в туалет или ему некомфортно из-за болезни, тогда реакция будет соответствующей и не зависит от настроения родителя.
Но, следует учитывать, что тот настрой, с которым родитель будет устранять последствия, влияет на дальнейшее расположение духа ребёнка. Вот такая вот взаимосвязь, от которой никуда не деться.
Новообразования
Это новые навыки, которые приобретает ребёнок в ходе определённого периода, в данном случае – период младенчества. Так как ребёнок видит новые возможности, у него появляется потребность в общении со взрослыми.
Если раньше он жил в утробе матери и общение ему попросту было ни к чему, то сейчас, познав этот вкус, младенец всё больше тянется ко взрослым.
К концу первого года жизни у младенца формируется психическая деятельность. В начале рождения ребёнок не отделяет себя от окружающей среды, затем, постепенно его ощущения меняются. Он начинает узнавать «своих» и «чужих».
Восприятие
В младенческом возрасте развивается пространственное восприятие, все предметы отображаются в сознании ребёнка в общих чертах, их свойства пока не даны для восприятия. К тому времени, когда младенец начинает ползать, восприятие расширяется, малыши начинают видеть предмет с разных сторон и узнавать его в различной обстановке.
Внимание
Внимание больше похоже на реакцию сосредоточения, т.е. малыш пытается выделить какой-либо предмет, звук, например.
Память
В первые недели жизни малыша память носит исключительно эмоциональный характер, т.е. запоминаются ощущения при взаимодействии с человеком или предметом. Например, первое купание малыша стало для него удовольствием, при условии, что родители аккуратно и позитивно настроили ребёнка на действие и тогда, при последующих водных процедурах младенец будет чувствовать себя счастливо.
Далее появляется способность повторять движения, после 7-9 недель. В 4 месяца добавляется образная память, младенец отрывками вспоминает предметы, образы. А к году жизни в памяти младенца уже появляются отрывки его прошлого, более длительные, чем один образ.
Мышление
Мышление является наглядно-действенным, а это значит, что младенец изучает предметы, тщательно их обследуя.
Речь
В младенчестве происходит зарождение формирования речи путём внимания к речи взрослых и последующего подражания. В младенческом возрасте формируется речевой слух, ребенок издает звуки, называемые гуканьем и гулением. К концу первого года ребёнок хорошо понимает 20-30 слов, которые постоянно слышит от близких.