Нанесение маркировки — это важнейший этап в процессе производства товаров, участвующих в проекте национальной системы прослеживаемости «Честный ЗНАК». Это условие помогает избежать штрафов, обеспечивает уникальность продукции, подтверждает её соответствие стандартам и правилам безопасности.
В статье подробно рассмотрим правила, типы и способы нанесения обязательной маркировки на товар.
Зачем нужно нанесение маркировки
Нанесение маркировки на упаковку является способом передачи необходимой информации о продукте. Контролирующие органы и покупатели могут отследить движение товара от производителя до конечного потребителя. Таким образом, исключается продажа некачественной или поддельной продукции.
Кроме того, нанесение маркировки имеет большое значение для успешного развития бизнеса. Покупатель может самостоятельно проверить качество товара и будет в нём уверен. Код DataMatrix проверяется даже после продажи конечному потребителю. Понадобится лишь специальное приложение для смартфона «Честный ЗНАК». Довольный клиент вернётся за продукцией к надёжному продавцу, что как минимум обеспечивает стабильность, как максимум — рост выручки.
Также нанесение маркировки является обязательным требованием законодательства. Производить, транспортировать или продавать товар, подлежащий обязательной маркировке, без средств идентификации запрещено. Нарушителя может ждать не только административная, но и уголовная ответственность. При этом всю продукцию конфискуют, и компания потеряет деньги.
Требования к нанесению маркировки
Правила нанесения маркировки на товары регулируются законодательством и могут отличаться в зависимости от отрасли и вида продукции. Код DataMatrix генерируется для каждой упаковки единицы товара. Вмещает в себя до 2 кб информации. Графический рисунок уникальный, не имеет дублей, а после продажи продукции не используется.
Согласно закону «О защите прав потребителей» маркировка должна содержать в себе:
- сведения о производителе;
- подтверждение качества;
- код товара;
- состав;
- срок годности;
- параметры;
- инструкцию по применению.
Данные продовольственных и непродовольственных товаров немного отличаются. В маркировке для непродовольственных товаров указывают название товара, описывают свойства, сферу применения, а также меры безопасности. Требования к маркировке продовольственной группы товаров регулирует ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые». Документ указывает, что маркировка должна содержать вес, энергетическую ценность и срок годности товара.
Также немаловажную роль играет класс качества печати DataMatrix. Заявленные требования в системе «Честный ЗНАК» — это высокий, приемлемый и минимальный класс. А (4.0), B (3.0) и C (2.0) соответственно. Плохой класс и брак, D (1.0) и F (0.0) — не используются.
Порядок нанесения маркировки
Ни закон «О защите прав потребителей», ни ГОСТ Р 51074-2003 не содержат в себе информации, которая конкретизирует место нанесения маркировки. Производитель сам выбирает место и способ нанесения кода DataMatrix. Средства идентификации размещают на упаковку, этикетку или непосредственно на товар. При этикетировании применяются бумажные, пластиковые или металлические бирки. Порядок работы, место и метод нанесения зависят от особенностей и параметров товара: форма упаковки, способ транспортировки, хранения и т.п.
Методы нанесения маркировки
Нанесение маркировки Data Matrix может осуществляться тремя способами: прямым или типографским методом, а также с помощью этикеток.
Прямое нанесение
Прямое нанесение используется на предприятиях с большим объёмом производимой продукции с должной автоматизацией. DataMatrix печатается на упаковке на производственной линии во время или после изготовления товаров. Метод считается одним из дешёвых, но требует закупки специального оборудования. Помимо товароучётной программы, принтера для печати и сканеров, на конвейер нужно установить отбраковщик и датчик технического зрения.
Нанесение может быть термотрансферным, капле- или пьезоструйным, а также лазерным. Выбор зависит от материала упаковки. Главное — чтобы маркировка имела качество не ниже минимального C (2.0).
Прямое нанесение подходит не для всех товаров и видов упаковки. При выборе технологии нужно учитывать скорость конвейера и свойства материалов. Из-за быстрой смены температуры на поверхности тары может образовываться конденсат. Это отразится на свойствах нанесённого графического рисунка.
Типографское нанесение
Цифровая печать исключает покупку дорогостоящего оборудования. Коды DataMatrix печатаются в типографии. Готовая отпечатанная маркировка передаётся изготовителю и используется на производстве.
Чтобы типография несла ответственность за качество нанесённой маркировки, печатающая компания должна иметь аккредитацию «Честного ЗНАКа» и статус сервис-провайдера. Объясним, зачем это нужно. По закону запрещено производить, перевозить и продавать товары, подлежащие обязательной маркировке, без средств идентификации. Если маркировка будет ненадлежащего качества, контролирующий орган назначит штраф. При неаккредитованной типографии штраф получит изготовитель товаров.
Из недостатков данного способа можно выделить то, что типографии предоставляют выгодные предложения для больших заказов, превышающих объём производства.
Этикетирование
Этикетки наносят на готовый товар. Принтер печатает код DataMatrix на самоклеящуюся бумагу. Этот способ обеспечивает хорошее качество печати и долгое хранение при определённых условиях. Например, если рисунок будет нанесён термотрансферным методом, то в отличие от термобумаги, маркировка не испортится под воздействием высокой температуры.
Помимо кода DataMatrix, на стикере можно указать дополнительную информацию или разместить логотип компании. Этикетки наносят на товар вручную или с помощью автоматики. Второй способ используется на крупных предприятиях с конвейерной линией, где бирка наносится с помощью специального устройства — аппликатора.
Маркировку печатают на производстве или заказывают в сторонних организациях. Можно воспользоваться оборудованием, которое совмещает в себе сразу несколько устройств. Например, принтер-аппликатор печатает код и сразу наносит его на товар. Для такой системы понадобится отбраковщик и датчик технического зрения. Небольшие компании проверяют этикетки вручную с помощью 2D-сканера.
Метод этикетирования подходит для большинства упаковок. Применяется в компаниях любого масштаба. Из минусов: затраты на расходные материалы, риск порчи маркировки при транспортировке и хранении.
Какой способ выбрать
Выбор нанесения маркировки зависит от условий на производстве и бюджета компании. Каждый способ и оборудование подбираются индивидуально для каждого бизнеса. Учитывается скорость работы, материал упаковки, способ хранения и транспортировки.
Крупные компании могут позволить себе закупить оборудование для прямого нанесения. Но нужно учитывать специфику производимой продукции. Например, из-за разницы температур бутылка молока после наполнения покрывается конденсатом. Печатать код на мокрую поверхность не имеет смысла. Поэтому нужно увеличить технологический процесс или наносить маркировку методом этикетирования, печатая DataMatrix на конвейерной линии. Малому бизнесу удобно печатать этикетки на стикерах и наносить их вручную. Главное — обеспечить условия хранения. Также стоит обратить внимание на комплектующие для оборудования и расходные материалы. Вопрос об их доступности и наличии сегодня, как никогда, актуален.