Обязательная маркировка БАДов (биологически активных добавок) начнётся в 2023 году. Такое решение принято по результатам пилотного проекта, который длился два года. В эксперименте приняли участие более 8 тысяч компаний. Участники рынка отработали механизмы взаимодействия, нанесения кодов, передачи прав собственности и реализации товаров. Такая мера защитит права потребителей и предотвратит продажу подделок.
В статье подробно расскажем, что такое маркировка БАД, какое постановление правительства её регулирует и как к ней подготовиться.
Когда начнётся маркировка БАД
Обязательная маркировка БАД начнётся 1 октября 2023 года. Такой срок установлен Постановлением Правительства России от 31.05.2023
№ 886. Его разработал Минпромторг. Согласно документу, внедрение процессов работы со средствами идентификации будет поэтапным.
Маркировка БАД: постановление
Постановление правительства Минпромторга № 886 устанавливает не только срок начала обязательной маркировки БАД. Документ содержит даты различных этапов внедрения идентификации биологически активных добавок:
- до 1 октября 2023 года — ввод в оборот немаркированной продукции. С этой даты запрещено вводить в оборот немаркированную продукцию БАД;
- с 1 октября 2023 года — обязательная маркировка БАД и передача сведений о вводе товаров в оборот;
- до 31 октября 2023 — маркировка продукции БАД, которая была приобретена до 30 сентября 2023 года и выпущена таможней с 1 октября 2023 года;
- до 29 февраля 2024 года — маркировка товаров, которые были произведены или ввезены в РФ до 30 сентября 2023 года. Также постановлением разрешено реализовывать такие товары без маркировки до конца срока их годности;
- с 1 марта 2024 года — производители, импортёры, оптовые и розничные продавцы обязаны передавать в систему сведения о выводе из оборота маркированных БАД;
- с 1 мая 2024 года — вышеуказанные условия из предыдущего пункта о передаче сведений о выводе товара из оборота становятся обязательными.
Как работать с маркировкой БАД
Обмен данными осуществляется через Единую национальную систему маркировки и прослеживаемости товаров «Честный ЗНАК». Оператором информационной системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). В качестве средства идентификации используется двумерный штрихкод DataMatrix. Его наносят на каждую единицу товара биологически активных добавок.
Маркировка БАДов в России состоит из следующих шагов:
- Изготовитель заказывает коды маркировки в системе, регистрирует и наносит их на упаковку биологически активных добавок. Так продукция вводится в оборот.
- Во время отгрузки дистрибьютору направляется универсальный передаточный документ (УПД), который содержит коды маркировки.
- Посредник принимает товар, сверяет данные УПД с фактическим приходом, подтверждает документ и отправляет сведения в систему маркировки.
- Дистрибьютор формирует УПД для магазина или аптеки и передаёт документ при отгрузке товара.
- Магазин сверяет данные документа с фактической поставкой и подтверждает приёмку в системе.
- При продаже товар сканируется на кассе, данные автоматически отправляются в систему маркировки, и код выбывает из оборота.
- Покупатель может проверить товар в приложении «Честный ЗНАК». Достаточно отсканировать код идентификации.
Перечень БАД, подлежащих маркировке
Полный перечень БАДов, подлежащих обязательной маркировке, содержится в Постановлении Правительства России от 31.05.2023 № 886. Для определения используется классификатор ТН ВЭД ЕАЭС. В список включена такая продукция, как жиры и рыбные масла, провитамины, витамины и их производные, зерновые продукты для завтрака, фруктозные сиропы, шоколадные изделия, белковые концентраты и различные пищевые добавки.
Штрафы при работе с маркировкой БАД
Так как маркировка биологически активных добавок становится обязательной, за несоблюдение соответствующего законодательства применяются штрафы. Нарушителей ждёт как административная, так и уголовная ответственность.
За продажу БАДов без кодов маркировки должностное лицо ждёт штраф в размере от 5 до 10 тыс. рублей, а юридическое от 50 до 300 тыс. рублей. В обоих случаях, помимо денежного взыскания, товар конфискуют. Преступление, совершённое в особо крупном размере, предусматривает уголовную ответственность. В случае сговора преступникам грозит штраф до 1 млн рублей или лишение свободы на срок до 5 лет.
Также уголовная ответственность предусмотрена, если производить, хранить, перевозить, приобретать с целью последующего сбыта или продавать поддельные коды маркировки для БАДов. Закон предусматривает для нарушителей штраф размером до 300 тыс. рублей или лишение свободы сроком от 3 до 6 лет.
Как подготовиться к маркировке БАД
Всем участникам рынка пищевых биологически активных добавок понадобится зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК». Для этого нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП), настройка рабочего места и покупка специального оборудования.
Получение КЭП и регистрация в системе «Честный ЗНАК»
Получение КЭП для обязательной маркировки БАД и регистрация в системе «Честный ЗНАК» происходит в три основных шага:
- Оформление усиленной квалифицированной электронной подписи на имя директора организации или индивидуального предпринимателя. Её выдача осуществляется только в удостоверяющем центре ФНС России.
- Установка программного обеспечения для работы с КЭП. Понадобятся драйверы ключевого носителя, средство криптографической защиты информации (СКЗИ) и плагин для браузера. Одним из самых популярных производителей таких программ является Российская компания КриптоПро.
- Отправка заявки на регистрацию в системе «Честный ЗНАК». Пользователю требуется перейти по адресу https://markirovka.crpt.ru/register и выполнить проверку на соответствие. Сайт проведёт диагностику операционной системы, браузера, криптографического плагина и программного обеспечения. Потом зайти в личный кабинет с помощью сертификата электронной подписи и отправить заявление на регистрацию в системе. Заявление рассматривается в течение трёх рабочих дней.
Выбор оборудования для маркировки БАД
Оборудование для маркировки биологически активных добавок нужно выбирать исходя из своей роли, бюджета, потребностей, объёмов производства и продаж. Список устройств выбирается индивидуально для каждой компании. Изготовителям БАДов обязательно понадобится принтер для печати этикеток, складам — терминалы сбора данных, магазинам — онлайн-касса с 2D-сканером. Чтобы вести автоматизированный учёт, всем участникам рынка требуется установить товароучётную программу. Для обмена электронными документами с контрагентами понадобится заключить договор с оператором ЭДО.