Помню, как мне читали папа с мамой, как сама читала дочке. Когда была педагогом и учителем литературы, много работала и с малышами, и с подростками старшего школьного возраста. На основе всего этого могу сделать вывод, что литературу лучше всего подбирать по интересам ребёнка, находить книги и произведения, близкие ему по духу, по характеру.
Например, если Ваш внук подвижный, любознательный, любит играть в пиратов или первооткрывателей, путешественников, то вот они темы - приключения. Хорошей художественной литературы на данную тему море. Можно подобрать что-нибудь из библиотеки приключений в 20 томах. Если ребёнок задумчивый, с хорошо развитой фантазией и, к примеру, обожает истории про волшебников и драконов, тут тоже готов ориентир. Если без ума от игрушечных роботов, от историй про полёты в космос, про иные миры и далёкие планеты, то фантастических романов тоже много. Суть в том, чтобы наблюдать и понимать, что нравится внуку, что сможет его увлечь. Чтобы ему было по-настоящему интересно и он ждал, когда же вы с ним почитаете продолжение. Не стоит пытаться заинтересовать мальчика вроде бы и прекрасными, умными, добрыми, но с его точки зрения заумными, нудными и скучными книгами. Конечно, необходимо учитывать ещё множество факторов: попроще ли нужны книжки, более детские, или можно уже брать кое-что из литературы посложнее; нравится ли ему слушать, нравится ли читать самостоятельно, развит ли интерес к чтению с раннего детства или этот интерес только предстоит развить. Если Вы в затруднении, попробуйте двигаться от простого к сложному. Попробуйте почитать "Винни Пуха" Александра Милна или истории про Муми-троллей Туве Янссон. А може Вашему внуку, если он любит слушать, понравятся "Приключения Тома Сойера" Марка Твена? И, конечно, нужно пробовать читать русские народные сказки, читать сказки Пушкина. Многим детям нравится "Конёк-Горбунок" Петра Ершова. Только ничего не навязывайте. "Тебе не нравится? Тогда давай поищем то, что интереснее и нравится". Старайтесь развивать в себе чуткость в плане литературных предпочтений ребёнка. Одно дело - школьная программа, другое - развитие любви к чтению.