Автор курса "Школа кинозрителя", журналист... · 29 сент 2021
Классикой становится произведение, проверенное временем, так что к современным фильмам это понятие применить трудно. Если говорить о некотором мейнстримом, то тут надо разделить на авторское и массовое кино. Хотя эти направления активно заимствуют приемы и темы друг у друга – это яркая черта современного кинематографа. В авторском кино «классикой» с натяжкой можно назвать произведения авторов, которые ярко воплотили черты современного кинематографа. Поэтому тут, пожалуй, нужно назвать режиссеров, а не отдельные произведения.
Форма воды
Я бы выделил Тарантино – режиссер, который работает на грани авторского и жанрового массового кинематографа. Его темп и способ повествование, использование отсылок к массовой культуре – яркие признаки современного кинематографа. Дэнни Бойл – еще один режиссер, который использует яркие приемы современного кино, но относится скорее к массовому зрителю. Бойл умело работает с клиповым монтажом, выстраивает темп повествования и работает с актуальными темами. У него очень разные по тематике фильмы, но при этом узнаваемое повествование. Но он скорее ремесленник, чем художник. К работам Кристофера Нолана можно относится по-разному, но то, что он повлиял на представление о современном кино, вряд ли кто-то поспорит. Он также работает в массовом сегменте, привнося авторское видение. Нелинейный монтаж и повествование, игра с ожиданиями зрителя через использование жанровых штампов – это то, что выделяет Нолана как режиссера и своевременное кино в целом.
Королевство полной луны
Дуэт режиссеров, каждый из которых отличается своим стилем, но обоих можно отнести к режиссерам-визионерам – Дени Вильнёв и Уэс Андерсон. Они творят на стыке авторского и массового кино. Хотя в большей степени близки к авторским высказывания. Каждый из них выработал свой авторский визуальный подчерк, при том, что могут работать с разными операторами. У каждого из режиссеров визуал – это способ рассказать о мире, который они придумывают. Это может быть воображаемый мир будущего, как в «Бегущем по лезвию» Вильнёва или детский лагерь бойскаутов как в «Королевстве полной луны» Андерсона. Оба эти «мира» будут фантастическими и самобытными, нести на себе отпечаток авторского видения. От части к этому дуэту можно отнести Гильермо дель Торо. Он использует сказочный визуал и стиль повествования, чтобы говорить на важные, актуальные темы. Даже его фильм, снятый по комиксу, – «Хеллбой» несет на себе отпечаток авторского видения и делает фильм чем-то большим, чем просто кинокомикс.
Ну и третий большой блок – это режиссеры, которые далеки от массовой культуры и делают авторское кино. Но это уже тянет на отдельную лекцию.