Рассказать о «соцреализме» очень легко и очень сложно. Легко, потому что об этом термине написано много статей и книг. Сложно, поскольку под «соцреализмом» понимают целую уйму самых разных вещей… можно сравнить его с привидениями. О них все слышали, но мало кто видел.
В уставе Союза советских писателей (этот термин пришёл в кино из литературы) говорилось, что «соцреализм» является «основным методом советской литературы» и «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии». То есть, если реалисты XIX века стремились изобразить мир вокруг них максимально похоже, то соцреалисты должны были прежде всего обращать внимание на его «революционное развитие». Уверен, что на свете найдется множество умных людей, способных объяснить, что такое «революционное развитие» и как его лучше всего показывать, но нас здесь интересует не теория, а практика, не то, как должно быть, а то, как было.
На практике же, «соцрелистическими» чаще всего называют фильмы, которые выходили с 30-х по 50-е годы. Больше всего их снимали при Иосифе Сталине. Что это за кино?
Во-первых, оно стремилось приукрашивать реальность, часто показывая жизнь чуть лучше и радостней, чем это было на самом деле.
Во-вторых, это кино делило мир на чёрное и белое: есть хорошие герои, которые говорят хорошие, правильные вещи, и есть их враги — часто шпионы и лазутчики, которые ненавидят хороших героев, а весь окружающий мир хотят уничтожить. Представьте супергеройское кино, из которого вдруг убрали все приключения. Главные персонажи в нём не умеют летать, проходить сквозь стены или становиться невидимыми. Зато они всегда опрятно одеты и говорят правильные вещи с интонацией школьных учителей или ведущих новостей. Их враги тоже не имеют особых способностей, но при любом случае начинают строить зловещие козни. Можно возразить: что же плохого в том, что хорошие, правильные люди сражаются со всякого рода злодеями и негодяями. Да, правильные люди могут быть занудными, но это не делает их хуже. Негодяи же далеко не всегда стремятся уничтожить человечество. Однако герои этих фильмов часто отстаивали не столько хорошие, сколько «правильные» идеи, вернее те идеи, которые казались правильными людям, управлявшим Советским Союзом. Например, персонаж актёра Бабочкина (самая известная его роль — это Чапаев) в фильме Фридриха Эрмлера «Великая сила» боролся с генетикой, поскольку в то время генетика была объявлена лженаукой.
Можно сказать, что соцреалистические фильмы показывали жизнь такой, какой ее хотели видеть чиновники и правители советского государства.
Но… и это всё совсем запутывает, «соцриалистическим» часто называли и совсем другое кино. Любой хороший фильм, который доходил до кинотеатров, могли объявить образцом соцреализма. Такие в общем-то авангардные (и очень увлекательные) фильмы, как «Чапаев», «Александр Невский» или «Весёлые ребята» тоже относились к этому направлению.
Сталин, а от него зависело очень многое, с удовольствием смотрел и «Чапаева», и «Весёлых ребят». Но ещё Сталин хотел, чтобы кино отражало его взгляды на развитие государства, а также наглядно показывало, что хорошо, а что плохо, поэтому предпочитал простое пропагандистское кино. Ещё ему пришла на ум мысль, что каждый советский фильм должен быть шедевром. Сталину казалось, что для этого нужно резко уменьшить количество выходящих на экраны фильмов. Выпускать не по сто, а по десять кинокартин в год, но зато каждая из них точно будет чем-то грандиозным! Свой план Сталин попытался воплотить в жизнь после войны. Этот период историки кино называют «эпохой малокартинья». «Малокартинье» стало апогеем «соцреализма». Однако очень скоро оказалось, что он ошибался. Помпезные фильмы с правильными героями, которые цитировали друг другу статьи из правительственных газет и боролись с предателями и иностранными шпионами так сильно отличались от подлинной жизни людей в 40-е и 50-е годы, что мало кого интересовали, а после смерти Сталина очень быстро забылись (чего не скажешь, например, о вышедшей в ту же эпоху «Золушке»). Однако термин «соцреализм» продолжал существовать. В последующую эпоху «соцреалистическими» фактически объявляли все советские картины, которые доходили до экрана, не слишком ругали правительство и пользовались хоть каким-нибудь успехом.