Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что значит «советский киноавангард»?

КиноИстория кино+3
Ира Марголина
  ·   · 1,5 K
В Музее кино на ВДНХ регулярно проходят выставки...  · 9 июл 2021  · museikino.ru

Если вы любите военную историю или играете в компьютерные игры на военную тему, вы наверняка слышали слово «авангард». Оно пришло к нам из французского языка и переводится как «передовой отряд». То есть, это отряд, который идет впереди основного войска, разведывая новые территории: где там спрятался неприятель?

Но причем здесь кино? Может быть «советский киноавангард» — это фильмы про войну или разведчиков? Стоит пойти в Интернет — и мы обнаружим какие-то странные фильмы, немного напоминающие музыкальные клипы. Только часто они черно-белые и без звука. Или только с музыкой, но без песен. В этих фильмах будут драки и даже целые народные восстания, но никаких шпионов или отрядов. Дело в том, что в кино «авангардом» стали называть все непривычное и экспериментальное. Создатели «авангардного кино» сравнивали себя с первопроходцами, участниками передового отряда, который отправляется в неизвестные области искусства, разведывая дорогу для всех остальных.

Между Первой и Второй мировыми войнами авангардные фильмы снимали во Франции, Германии, США и Советском Союзе.

Теперь про советский киноавангард. В 10-е и 20-е годы XX века в России произошло множество изменений. Назовем некоторые из них. Во-первых, на это время приходится небывалый расцвет живописи, литературы, архитектуры и театра. Эту эпоху принято называть «Серебряным веком» русской культуры. Во-вторых, в 1917 году произошла революция, в результате которой к власти пришли большевики. Они объявили, что будут создавать новое общество, более прогрессивное и справедливое. В-третьих, кино становилось все более и более популярным. На самом деле, оно было довольно популярным еще до 1917 года. В Российской империи активно создавались киностудии, снимались фильмы, появились свои первые кинозвезды. В дореволюционных фильмах зрители часто наблюдали за любовью и страданиями красивых и богатых людей, которые жили в красивых местах, катались верхом и ездили на дорогих и редких тогда автомобилях (сейчас что-то подобное любят смотреть наши бабушки, когда включают по вечерам телевизор). Но после революции снимать такие фильмы стало невозможно, ведь большевики говорили об обществе, где все будут равны. А значит никаких больше страдающих богачей. А еще большевикам хотелось больше фильмов про революцию и про новый мир, который они строили. И про самих большевиков.

Одновременно с этим, в кино пришло множество молодых людей. Все они мечтали делать что-то новое, но не всегда понимали, что именно. Им нравились цирк, театр, бокс, пение, акробатические номера и пантомима. А еще приключенческие фильмы с погонями, ковбоями и коварными суперзлодеями. Им очень хотелось экспериментировать и попробовать что-то новое. Эти молодые люди поняли, что революция полностью поменяла мир. И рассказывать про него по-старому, как это делали серьезные взрослые кинематографисты, уже нельзя. Чтобы снимать кино про этот старый мир, который сам еще не определился, какой он именно, нужно было придумывать новые сюжеты и новые трюки, искать совсем новую картинку. Поэтому молодые люди стали снимать совершенно иначе, не так, как все привыкли. Например, они пробовали экспериментировать с монтажом, склеивая разные кадры и создавая из них новые миры. Так они обнаружили «эффект Кулешова». Этот эффект назван по имени его открывателя, режиссера Льва Кулешова. Он понял, что сумма двух кадров дает третий смысл. Например, если склеить кадр с грустным человеком и тарелкой супа, то зрителям будет казаться, что этот человек проголодался. А если вместо тарелки супа поместить кадр с симпатичной девушкой, то все подумают, что герой влюбился.

Помимо Кулешова к авангарду обычно относят Сергея Эйзенштейна, Дзигу Вертова, Всеволода Пудовкина, Александра Довженко, Фридриха Эрмлера, Евгения Червякова, Григория Козинцева, Леонида Трауберга, Бориса Барнета, Абрама Роома, Александра Медведкина, Игоря Савченко, Эсфирь Шуб и многих других режиссеров.

Сейчас составить полный список представителей авангарда очень сложно. Очень многие режиссеры стремились экспериментировать, показывать изменившуюся после революции жизнь и использовать новые приемы. Нам их фильмы кажутся смелыми и экспериментальными, но тогда их могли и не относить к авангарду. К числу таких режиссеров можно отнести Якова Протазанова и Ольгу Преображенскую.

Среди самых известных представителей советского киноавангарда можно назвать Сергея Эйзенштейна, Александра Довженко и Дзигу Вертова. Эйзенштейна называли «Леонардо да Винчи кинематографа». Он был режиссером, сценаристом, искусствоведом, теоретиком кино и художником. Его самый знаменитый фильм — «Броненосец «Потемкин»». Это исторический фильм про матросов, которые устали от плохого обращения офицеров и устроили бунт. Фильм до сих пор выглядит очень зрелищно, но если смотреть его внимательно, то становится понятно, что в нем нет главного героя. Героем Эйзенштейна оказываются все матросы корабля и поддержавшие их жители города. Александр Довженко снимал фильмы про крестьян и добавлял в них элементы из мифов и легенд. А Дзига Вертов верил, что в будущем будет существовать только документальное кино. Больше не будет ни сценариев, ни актеров, ни декораций. Ведь окружающий нас мир интереснее любой выдумки. Чтобы доказать это, он снял фильм «Человек с киноаппаратом». Он весь состоит только из документальных съемок, но смотрится интереснее многих игровых фильмов. Даже современных. По фильмам Эйзенштейна, Довженко, Вертова и других представителей советского киноавангарда до сих пор учатся будущие режиссеры во всем мире.

Советский авангард начался в 20-е и продолжался до второй половины 30-х годов, когда правивший в СССР Иосиф Сталин решил положить конец экспериментам, которые казались ему странными и непонятными. Началась совсем другая эпоха в истории нашего кино.