Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Популяризатор истории, писатель  · 31 мая 2021  ·
grand_orient

Как "городской воздух освобождает"

Наверняка практически все слышали о средневековых крепостных крестьянах, становившихся свободными людьми после года пребывания в городе, если повезло за это время не попасться. Насколько помню, про это в школе говорят — причём как раз в общей форме, про абстрактное "так было в Средневековье". И хотя было — ситуация, прямо скажем, не везде и не всегда характерная, а вообще-то исходит в таком описании из одного конкретного правового обычая.
В немецком языке неспроста возникла поговорка Stadtluft macht frei — ну то есть да, городской воздух освобождает. Соответствующий правовой обычай сложился в XI веке и действовал, расширяя приток людей из деревни в города. "Год и один день" — вообще достаточно стандартный для Европы вариант "длительного периода времени", после которого меняются юридические статусы.
Только вот Stadtluft в самом деле мог кого-то macht frei даже далеко не на всём протяжении Средневековья даже на немецких землях. В 1232 году в Священной римской империи был принят Statutum in favorem Principum, который существенно расширил права князей и их вассалов (а также отчасти духовенства) за счёт вольностей городов. Документ признал законодательные права князей, нанеся тем самым тяжкий удар по старому "обычному праву". А его не так давно и начали систематизировать: "Саксонское зерцало", первый в Германии правовой сборник, появилось в 1220-е.
Впрочем, нюансы тут всё равно зависели от конкретных земель, потому что едва есть смысл подробно объяснять, насколько Священная Римская империя была разнообразна во всех смыслах. Крепостное право там тоже складывалось и отменялось совершенно по-разному. Если посмотреть на сами по себе даты окончательной отмены в различных немецких землях, то в основном мы увидим уже XVIII или XIX век — но скажем, в Баварии и без этого решения к тому времени де-факто крепостных практически не было, а в Тироле так вышло уже в XVI веке.
Это уж не касаясь нюансов в масштабах всех Европы. Скажем, если далеко от Германии не ехать — в Болонье освобождение крепостных состоялось в 1257 году. С другой стороны, во многих регионах ослабшее или исчезнувшее вовсе в XIII–XVI веках крепостное право существенно усилилось позднее — это и значительной части нынешней Германии касается.
Ситуации, в общем, бывали очень разные.
Только вот про всю эту историю с побегом в город с освобождением через год постоянно говорят как про какой-то совершенно общий принцип для всего Средневековья по всей Европе — именно так и в русской Википедии пишут. Очередная иллюстрация к тому, о чём я говорю постоянно: обобщать что-то в рамках примерно 1000 лет на такой огромной территории — чаще всего дурная идея.
Популяризация исторической науки каждый день:Перейти на vk.com/grand_orient
История+4
Очень хорошо подмечено, поэтому античникам и медиевистам ответ практически на каждый подобный вопрос приходится... Читать дальше

@Ксения Смирнова, Моя любимая цитата на эту тему. :)

«Каждый медиевист знает сегодня, что Средневековья никогда не существовало и тем более никогда не было духа Средневековья. Кому взбрело бы в голову сунуть в один мешок людей и учреждения VII, XI и XIV столетий?» (Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 13).

Комментарий был удалён за нарушение правил

@Евгений Шелепин, что документов не было — это верно, однако данное преимущество беглецов уравновешивалось крайне в целом низкой мобильностью населения (то есть на любого незнакомца сразу обращают внимание, если только у нас не совсем уж огромный торговый город, но и то — беглый крестьянин не очень похож на купца).