Зачем уходить из коммерческой генеалогии и делать бесплатный генеалогический сервис? Чем этот сервис полезен исследователям семейной истории? И, в конце концов, на чем он зарабатывает, если бесплатный?
Об этом поговорили с экспертом Кью, CEO
Familio и управляющим партнером компании Genealogic Александром Воробьевым.
История основания Familio
В конце 2018 года я, Денис Блинов, Иван Зыков и Айдар Ахтариев собрались и решили создать масштабный генеалогический сервис. Основали компанию «Генеалогические системы», которая занялась разработкой того, что стало называться Familio только в 2020 году.
Денис Блинов приходил ко мне в апреле 2018 года с презентацией своего сервиса «Большая семья». С Айдаром мы еще в 2014 году обсуждали идею по созданию маркетплейса генеалогов. По тем временам считал, что такое не зайдет. А в том же 2018 году я его случайно встретил в самолете, и мы продолжили обсуждение совместных проектов.
19 октября 2018 года мы собрались втроем, окончательно определились с тем, какой сервис мы хотим делать, и позвали в команду еще Ивана Зыкова – создателя сервиса
«Родная Вятка». На мой взгляд, это самый крутой краеведческий сайт в России и вообще во всем мире, может быть.
К тому моменту, когда мы начали организовывать Familio, я уже занимался коммерческой генеалогией достаточно давно. Мне хотелось чего-нибудь нового, чего-то для более широкой аудитории. Поэтому и стало интересно участвовать в создании такого сервиса. Я видел, что есть область, которая никем не закрыта, потому что западные сервисы не совсем подходят к нашей действительности, генеалогические компании находятся в премиум-сегменте, и, соответственно, нужно нечто, что закроет потребность.
У меня первое время это было как хобби, мужской клуб. Все приходят с работы, и собираются вечером обсуждать, чем будут отличаться персоны в генеалогии от персоналий в краеведении. Такой спор на пару часов. Или обсудить, будут ли города делиться на улицы, и так далее. Изначально это было в таком духе.
Потом все стало серьезнее. Появился супердизайнер – Артур Валиуллин, который сейчас арт-директор Сбермегамаркета. Нам помогала известная писательница и маркетолог Линор Горалик, стали набирать команду маркетинга, вот тогда для меня это стало работой.
Сейчас я практически вышел из операционной деятельности в компании Genealogic, которая занимается генеалогическими исследованиями. Я там остался управляющим партнером.
Зачем регистрироваться на Familio
Во-первых, любые сведения о предках и родственниках – это такие хлебные крошки, которые ты разбрасываешь в надежде, что что-то найдется. Может быть, дальний родственник, а может, краевед, который поможет в исследовании семейной истории.
Во-вторых, собственно говоря, структурирование и сохранение информации. Потому что когда она разрозненная, когда она где-то валяется, не очень удобно с этим дальше как-то жить и работать. Если разложить ее по полочкам, сразу становятся понятны дальнейшие шаги.
Вообще весь современный мир поворачивается в сторону того, что человек сидит, а ему все доставляется. Ему не надо ходить в магазин, еду привозит Яндекс-лавка. Не надо идти, покупать диски – есть «Кинопоиск». Соответственно, формируется безбарьерная среда везде, в том числе и в генеалогии.
Чтобы что-то стало массовым, оно должно быть таким вот, не напряжным, и не заставлять преодолевать какие-то сложности, барьеры и так далее. Поиски своей родословной должны перестать быть такой болью, что мыши плакали и кололись, но зато научились искать своих предков. Сейчас идет к тому, что человек сидит в центре своего информационного пространства, и как бы ему периодически что-то находится. Приходят какие-то находки с разных сторон – от родственников, от ДНК-тестов, из генеалогических сообществ и т. д.
Зачем заниматься генеалогией
Когда я начинал заниматься генеалогией, не было почти ничего оцифрованного, в интернете не было никаких документов. А сейчас можно просто сидеть у себя за компьютером, и смотреть, изучать. За счет того, что научно-справочный аппарат архивов доступен онлайн, соответственно, сейчас можно заранее подготовиться, и понять, что вообще тебе нужно, что тебе надо будет заказать или поручить тому человеку, который там будет, условно, во Владимире смотреть. Конкретные дела, а не просто что-то такое абстрактное – найди мне родословную. Поэтому в этом плане все изменилось.
Генеалогия стала ближе и доступнее, и поэтому большее количество людей этим интересуется. То есть им что-то доносится издалека, «Бессмертный полк», «Память народа», другие какие-то истории. Они видят, что можно искать информацию о предках, все не так сложно, и, соответственно, начинают сами что-то делать. Потому что ценность семьи, ресурс, который люди находят в семейной истории – это правда важно. Кроме того, сами по себе поиски – это такой квест, детектив. Занятие, где всегда игра непредсказуема. Этим генеалогия тоже интересна.
На чем вы зарабатываете?
Мы планируем зарабатывать в рамках всего, что связано с генеалогией. Потому что генеалогия – это же не только, что ты ввел, построил какое-то древо. Генеалогия – это в каком-то смысле путешествие. Надо понять с чего его начать и в каком направлении двигаться. Поэтому, собственно говоря, мы сейчас пришли к такой концепции, что можно зарабатывать за счет помощи в этом путешествии. Тестируем
консультации,
поиск по открытым источникам,
чек-листы,
фамильные дипломы,
вебинары и обучающие курсы.
Сервис Familio и его функционал в том виде, в котором он есть, останутся бесплатными.